Система обеспечения профессионального развития педагогических работников

Дополнительное профессиональное образование становится одним из системообразующих факторов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования. Оно должно адекватно и быстро реагировать на требования рынка труда, обеспечивать сохранение и развитие кадрового потенциала, поднять обучение педагогических работников на новый качественный уровень.

Успешное решение данного направления позволит педагогам эффективно работать в новых условиях, обеспечит качество образовательных услуг, предоставляемых педагогическим работникам, восполнит их профессиональные дефициты и повысит качество дополнительного профессионального образования.

Цели

Целью созданной в Приморском крае региональной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников является повышение качества обеспечения и сопровождения траекторий профессионального роста педагогических работников в процессе непрерывного повышения профессионального мастерства.

Обоснование цели

В целях обеспечения функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Приморского края были определены актуальные направления совершенствования региональной системы профессионального развития педагогических работников в Приморском крае, обеспечивающие создание условий для развития кадрового потенциала и профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

В соответствии с приказом МО ПК от 21.07.2021 № 1040-а «Об утверждении положения и комплекса мер по созданию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Приморского края» были определены актуальные направления совершенствования региональной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Приморском крае, направленные на формирование единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

В соответствии с обозначенными направлениями в 2021 г. в Приморском крае был создан и приступил к реализации задач, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, ЦНППМ на базе ГАУ ДПО ПК ИРО.

Основной целью деятельности ЦНППМ является:

  • установление соответствия целям, задачам, показателям и результатам национального проекта «Образование», региональных проектов и программ отрасли «Образование» в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
  • обеспечение соответствия реализуемых в Приморском крае мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
  • консолидации ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта «Образование», для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.

В 2021 г. начал свою деятельность Региональный наставнический центр (далее – РНЦ) – структурное подразделение ГАУ ДПО ПК ИРО, наделенный органом власти функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу программ наставничества на территории Приморского края. Создание данного центра обусловлено необходимостью внедрения и реализации региональной целевой модели наставничества в Приморском крае в соответствии с МО ПК от 23.07.2021 № 789-а.

Основной целью деятельности РНЦ является:

  • организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества;
  • выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества;
  • содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Приморского края, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
  • разработка предложений по совершенствованию региональной системы внедрения целевой модели наставничества;
  • содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций региона; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью;
  • сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества в образовательных организациях;
  • обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию наставников и кураторов в различных форматах, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

В рамках функционирования региональной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников был обозначен ряд следующих взаимосвязанных задач:

  • выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
  • совершенствование предметных компетенций педагогических работников путем построения индивидуальных образовательных маршрутов;
  • построение индивидуальных маршрутов/траекторий непрерывного развития и профессионального мастерства педагогов и управленческих кадров на основе дефицитов, выявленных диагностикой профессиональных компетенций;
  • проведение профилактики профессионального выгорания педагогов;
  • осуществление научно-методического сопровождения педагогических работников;
  • выявление кадровых потребностей в образовательных организациях края и устранение кадрового дефицита;
  • развитие кадрового потенциала в образовательных организациях;
  • осуществление профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
  • поддержка молодых педагогов/реализация программ наставничества педагогических работников;
  • организация повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.

Реалистичность цели

Результатом работы по оценке функционирования региональной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников является комплексный анализ результатов мониторинга динамики изменения показателей обеспечения профессионального развития педагогических работников, выявление актуальных и «проблемных» направлений:

  • выявление профессиональных дефицитов педагогических работников (10% от общего количества педагогов ежегодно);
  • совершенствование предметных компетенций педагогических работников путем построения индивидуальных образовательных маршрутов (по показателям регионального проекта «Современная школа» (2024 г. – 58,7%);
  • построение индивидуальных маршрутов/траекторий непрерывного развития и профессионального мастерства педагогов и управленческих кадров на основе дефицитов, выявленных диагностикой профессиональных компетенций (10% от общего количества педагогов ежегодно);
  • проведение профилактики профессионального выгорания педагогов (15% от общего количества педагогов ежегодно);
  • осуществление научно-методического сопровождения педагогических работников (в соответствии с показателями деятельности ЦНППМ);
  • выявление кадровых потребностей в образовательных организациях края и устранение кадрового дефицита;
  • развитие кадрового потенциала в образовательных организациях;
  • осуществление профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
  • поддержка молодых педагогов/реализация программ наставничества педагогических работников (2024 г. – 100% муниципалитетов);
  • организация повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ (2024 г. – не менее 10 программ).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Рекомендации по совершенствованию преподавания учебных предметов
для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения
школьников с разным уровнем предметной подготовки
(по результатам САО ЕГЭ 2024)

Рекомендации по совершенствованию преподавания учебных предметов
для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения
школьников с разным уровнем предметной подготовки
(по результатам САО ОГЭ 2024)

Рекомендации по совершенствованию преподавания учебных предметов
(по результатам САО ОГЭ 2023)

Мониторинг профессиональных дефицитов педагогов

Приложения к аналитической справке
Результаты анкетирования педагогов ОО

Мониторинг количества педагогических работников образовательных организаций, нуждающихся в повышении квалификации, в том числе по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, деструктивного поведения несовершеннолетних

Меры, управленческие решения