Дополнительное профессиональное образование становится одним из системообразующих факторов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования. Оно должно адекватно и быстро реагировать на требования рынка труда, обеспечивать сохранение и развитие кадрового потенциала, поднять обучение педагогических работников на новый качественный уровень.
Успешное решение данного направления позволит педагогам эффективно работать в новых условиях, обеспечит качество образовательных услуг, предоставляемых педагогическим работникам, восполнит их профессиональные дефициты и повысит качество дополнительного профессионального образования.
Цели
Цель – оценка качества обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников для комплексного анализа организации научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в Приморском крае.
Обоснование цели
В 2021 г. в Приморском крае создан и приступил к реализации задач, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (далее – ЦНППМ) на базе ГАУ ДПО ПК ИРО.
Основные цели деятельности ЦНППМ:
– установления соответствия целям, задачам, показателям
и результатам национального проекта «Образование», региональных проектов и программ отрасли «Образование» в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
– обеспечения соответствия реализуемых в Приморском крае мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
– консолидации ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта «Образование», для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
В 2021 г. начал свою деятельность РНЦ – структурное подразделение ГАУ ДПО ПК ИРО, наделенное органом власти функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу программ наставничества на территории Приморского края. Создание данного центра обусловлено необходимостью внедрения и реализации региональной целевой модели наставничества в Приморском крае в соответствии с приказом министерства образования Приморского края от 23.07.21 № 789-а.
Основные цели деятельности РНЦ:
– организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества;
– выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества;
– содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
– разработка предложений по совершенствованию региональной системы внедрения целевой модели наставничества;
– содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций региона; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью;
– сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества в образовательных организациях;
– обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию наставников и кураторов в различных форматах, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
– выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
– создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;
– поддержка молодых педагогов, организация системы наставничества, реализация программ наставничества;
– обеспечение деятельности регионального методического актива;
– сопровождение деятельности муниципальных методических объединений, различных форм сетевого взаимодействия педагогов, в том числе через организацию и проведение мероприятий регионального уровня;
– развитие кадрового потенциала в образовательных организациях, в том числе через сопровождение конкурсного движения педагогов, вовлечение педагогов в экспертную деятельность.
Заявленные цели позволяют в совокупности оценивать систему научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов с учетом федеральных и региональных тенденций, в том числе в аспекте реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Реалистичность цели
Результатом работы является комплексный анализ результатов мониторинга динамики изменения показателей обеспечения профессионального развития педагогических работников, выявление актуальных и «проблемных» направлений:
– соответствие доли педагогов, прошедших диагностику профессиональных дефицитов показателям регионального проекта «Современная школа» (10% от общего количества педагогов);
– соответствие доли педагогов, прошедших своевременное повышение квалификации по рекомендованным на основе диагностики актуальным направлениям образовательной деятельности показателям регионального проекта «Современная школа»;
– обеспечение функционирования регионального методического актива (из расчета 1 методист на 300–350 педагогов);
– увеличение доли педагогов (в разрезе учебных предметов), вовлеченных в различные виды экспертной деятельности на региональном уровне (эксперт конкурсов профессионального мастерства, эксперт региональной предметной комиссии ОГЭ или ЕГЭ, эксперт профессиональных сообществ, эксперт целевой модели наставничества и т.д.) (2022 г. – 5%, 2023 г. – 7%, 2024 г. – 10%);
– увеличение количества научно-методических мероприятия, организованные и проведенные с участием педагогов, вошедших в состав регионального методического актива (конференции, консультации, семинары, круглые столы и другие формы работы по обеспечению непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов) (2022 г. – 4, 2023 г. – 6; 2024 г. – 8);
– обеспечение выполнения мероприятий Региональной целевой модели наставничества в муниципалитетах Приморского края (2022 г. – 50% муниципалитетов; 2023 г. – 75% муниципалитетов, 2024 г. – 100% муниципалитетов);
– увеличение количества педагогических работников, включенных в реализацию мероприятий, направленных на организацию сетевого взаимодействия, проведенных на региональном уровне (2022 г. – 10%, 2023 г. – 20%, 2024 г. – 30%).
Показатели, методы сбора информации
Показатели системы и методы сбора информации описаны в Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края:
- Приказ МО ПК № 1274-а от 24.09.21 (pdf, 111 КБ) // Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края
- Концепция региональной системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы (pdf, 638 КБ)
- Приложения к Концепции РСОКО (pdf, 386 КБ) // Показатели системы
Мониторинги, анализ, адресные рекомендации
Мониторинг профессиональных дефицитов педагогов
Приложения к аналитической справке
Результаты анкетирования педагогов ОО
- Анучинский МР (2.32 МБ)
- Арсеньевский ГО (5.22 МБ)
- Артемовский ГО (4.12 МБ)
- Владивостокский ГО (5.14 МБ)
- ГО Большой Камень (4.75 МБ)
- ГО ЗАТО г. Фокино (4.66 МБ)
- ГО Спасск-Дальний (5.04 МБ)
- Дальнегорский ГО (5.05 МБ)
- Дальнереченский ГО (2.71 МБ)
- Дальнереченский МР (4.54 МБ)
- Кавалеровский МР (3.89 МБ)
- Кировский МР (4.20 МБ)
- Красноармейский МР (4.56 МБ)
- Лазовский МР (4.19 МБ)
- Лесозаводский ГО (4.44 МБ)
- Михайловский МР (4.12 МБ)
- Надеждинский МР (5.54 МБ)
- Находкинский ГО (4.94 МБ)
- Октябрьский МР (4.58 МБ)
- Ольгинский МР.docx (4.11 МБ)
- Партизанский ГО (4.38 МБ)
- Партизанский МР (4.62 МБ)
- Пограничный МР (4.09 МБ)
- Пожарский МР (3.30 МБ)
- Спасский МР (4.68 МБ)
- Тернейский МР (4.31 МБ)
- Уссурийский ГО (5.28 МБ)
- Ханкайский МР (4.90 МБ)
- Хасанский МР (4.37 МБ)
- Хорольский МР (4.46 МБ)
- Черниговский МР (3.92 МБ)
- Чугуевский МР (4.76 МБ)
- Шкотовский МР (4.40 МБ)
- Яковлевский МР (4.31 МБ)
Мониторинг обеспечения профессионального развития педагогических работников Приморского края
Мониторинг состояния и деятельности муниципальных методических служб в Приморском крае
- Приказ №186-А от 7.12.21 (pdf, 2.74 МБ) // Об организации и проведении мониторинга состояния и деятельности муниципальных методических служб в Приморском крае
- Аналитическая справка (pdf, 975 КБ) // По итогам мониторинга состояния и деятельности муниципальных методических служб в Приморском крае
Мониторинг показателей профессионального развития педагогических работников
Меры, управленческие решения
- Приказ Министерства образования №152-а от 18.02.22 (pdf, 1.82 МБ) // Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приложение 1 к Приказу (pdf, 11.85 МБ) // Содержание показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приказ ПК ИРО №29/1-А от 28.02.22 (pdf, 1.16 МБ) // О планировании учебно-методической работы в ПК ИРО в 2022г