Система обеспечения профессионального развития педагогических работников

Дополнительное профессиональное образование становится одним из системообразующих факторов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования. Оно должно адекватно и быстро реагировать на требования рынка труда, обеспечивать сохранение и развитие кадрового потенциала, поднять обучение педагогических работников на новый качественный уровень.

Успешное решение данного направления позволит педагогам эффективно работать в новых условиях, обеспечит качество образовательных услуг, предоставляемых педагогическим работникам, восполнит их профессиональные дефициты и повысит качество дополнительного профессионального образования.

Цели

Цель – оценка качества обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников для комплексного анализа организации научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в Приморском крае.

Обоснование цели

В 2021 г. в Приморском крае создан и приступил к реализации задач, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (далее – ЦНППМ) на базе ГАУ ДПО ПК ИРО.

Основные цели деятельности ЦНППМ:

– установления соответствия целям, задачам, показателям
и результатам национального проекта «Образование», региональных проектов и программ отрасли «Образование» в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;

– обеспечения соответствия реализуемых в Приморском крае мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;

– консолидации ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта «Образование», для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.

В 2021 г. начал свою деятельность РНЦ – структурное подразделение ГАУ ДПО ПК ИРО, наделенное органом власти функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу программ наставничества на территории Приморского края. Создание данного центра обусловлено необходимостью внедрения и реализации региональной целевой модели наставничества в Приморском крае в соответствии с приказом министерства образования Приморского края от 23.07.21 № 789-а.

Основные цели деятельности РНЦ:

– организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества;

– выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества;

– содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;

– разработка предложений по совершенствованию региональной системы внедрения целевой модели наставничества;

– содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций региона; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью;

– сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества в образовательных организациях;

– обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию наставников и кураторов в различных форматах, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

– выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;

– создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;

– поддержка молодых педагогов, организация системы наставничества, реализация программ наставничества;

– обеспечение деятельности регионального методического актива;

– сопровождение деятельности муниципальных методических объединений, различных форм сетевого взаимодействия педагогов, в том числе через организацию и проведение мероприятий регионального уровня;

– развитие кадрового потенциала в образовательных организациях, в том числе через сопровождение конкурсного движения педагогов, вовлечение педагогов в экспертную деятельность.

Заявленные цели позволяют в совокупности оценивать систему научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов с учетом федеральных и региональных тенденций, в том числе в аспекте реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Реалистичность цели

Результатом работы является комплексный анализ результатов мониторинга динамики изменения показателей обеспечения профессионального развития педагогических работников, выявление актуальных и «проблемных» направлений:

– соответствие доли педагогов, прошедших диагностику профессиональных дефицитов показателям регионального проекта «Современная школа» (10% от общего количества педагогов);

– соответствие доли педагогов, прошедших своевременное повышение квалификации по рекомендованным на основе диагностики актуальным направлениям образовательной деятельности показателям регионального проекта «Современная школа»;

– обеспечение функционирования регионального методического актива (из расчета 1 методист на 300–350 педагогов);

– увеличение доли педагогов (в разрезе учебных предметов), вовлеченных в различные виды экспертной деятельности на региональном уровне (эксперт конкурсов профессионального мастерства, эксперт региональной предметной комиссии ОГЭ или ЕГЭ, эксперт профессиональных сообществ, эксперт целевой модели наставничества и т.д.) (2022 г. – 5%, 2023 г. – 7%, 2024 г. – 10%);

– увеличение количества научно-методических мероприятия, организованные и проведенные с участием педагогов, вошедших в состав регионального методического актива (конференции, консультации, семинары, круглые столы и другие формы работы по обеспечению непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов) (2022 г. – 4, 2023 г. – 6; 2024 г. – 8);

– обеспечение выполнения мероприятий Региональной целевой модели наставничества в муниципалитетах Приморского края (2022 г. – 50% муниципалитетов; 2023 г. – 75% муниципалитетов, 2024 г. – 100% муниципалитетов);

– увеличение количества педагогических работников, включенных в реализацию мероприятий, направленных на организацию сетевого взаимодействия, проведенных на региональном уровне (2022 г. – 10%, 2023 г. – 20%, 2024 г. – 30%).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Мониторинг профессиональных дефицитов педагогов

Приложения к аналитической справке
Результаты анкетирования педагогов ОО