Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Цели

Цель – реализация на региональном уровне общенациональной системы выявления, поддержки и развития молодых талантов, а также обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения детей через формирование единого информационного и научно-методического пространства.

Обоснование цели

При анализе системы работы с талантливыми и способными детьми и молодежью на уровне Приморского края выявлен ряд проблем, а именно:

  • организация мероприятий по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе детей с ОВЗ, носит спонтанный и несистемный характер, отсутствует региональный план мероприятий, не налажено взаимодействие с вузами – организаторами олимпиад и конкурсов из перечней Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ;
  • не во всех муниципалитетах разработаны программы подготовки одаренных детей, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства;
  • недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, с частными образовательными учреждениями для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями, проявивших таланты и способности;
  • не изучены, следовательно, не распространяются лучшие педагогические практики по работе с одаренными детьми, отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
  • недостаточно организована работа по предоставлению учащимся, проявившим способности и таланты, выбора индивидуального образовательного маршрута, психолого-педагогического сопровождения, в том числе помощь в определении и содействие в поступлении в профессиональные образовательные организации и вузы Приморского края.

Это лишь немногие причины, которые не позволяют детям Приморского края, имеющим способности и таланты, проявить их в полной мере и воспользоваться всеми возможностями, предоставляемым общенациональной системой выявления и развития молодых талантов. Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • создание условий для выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи через реализацию региональных проектов, мероприятий, дополнительных общеобразовательных программ, участие детей и молодежи в олимпиадах и конкурсах, утвержденных перечнями Министерства Просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, в том числе для детей с ОВЗ;
  • разработка и внедрение механизмов поддержки способностей и талантов у детей и молодежи через реализацию мер поощрения на региональном и муниципальном уровнях, проведение мероприятий, направленных на содействие в поступлении в образовательные организации высшего образования, межведомственное взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение;
  • обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников, работающих с талантливыми детьми и молодежью, стимулирование роста их профессионального мастерства;
  • создание условий для индивидуализации обучения, увеличения охвата дополнительным образованием, для развития форм и механизмов сетевого взаимодействия, государственно-частного партнерства.

Реалистичность цели

Результатом работы является комплексный анализ полученных данных, позволяющий получить информацию состоянии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач должен привести к следующим результатам:

  • разработка программ по выявлению, поддержке и развитию талантов и способности у детей и молодежи в 2022 г. во всех муниципалитетах края. Использование в программах всех муниципалитетов края к 2024 г. ресурсов:
    • сетевого взаимодействия;
    • межведомственного взаимодействия,
    • ресурсов учреждений дополнительного образования,
    • ресурсов образовательных организаций среднего профессионального образования и вузов Приморского края,
    • государственно-частного партнерства,
    • профильных смен;
  • ведение учета выявленных детей, проявивших таланты и способности в региональной автоматизированной информационной системе «Приморский край. Образование» (модуль «Одаренные дети»), фиксирующей их участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней, участие в профильных сменах, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, получение мер поощрения на региональном и муниципальном уровнях с 2022 г. в 100% муниципалитетах;
  • обеспечение возможности выбора индивидуальных образовательных маршрутов и психолого-педагогического сопровождения детей, проявивших способности и таланты (в 2022 г. – 50%, в 2023 г. – 75%, в 2024 г. – 90%);
  • утверждение ежегодного регионального плана участия в олимпиадах и конкурсах, утвержденных перечнями Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, межведомственных мероприятиях, мероприятиях образовательных организаций среднего профессионального образования и вузов Приморского края, плана мероприятий для развития способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ;
  • разработка и включение в реестр программ дополнительного образования программ предметной направленности для учащихся 5-11 классов на базе профильных классов, Центров «Точка роста», IT-куба, Кванториума, ДНК из расчета не менее одной программы для каждого объекта и в целом увеличение охвата дополнительным образованием (в 2022 г. – 70,5%, в 2023 г. –70,6%, в 2024 г. – 71,6%);
  • организация и проведение ГАУ ДПО ПК ИРО, муниципальными методическими службами ежегодных мероприятий, обеспечивающих подготовку педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, знакомство с лучшими практиками работы по данному направлению (в 2022 г. – 50%, в 2023 г. – 75%, в 2024 г. – 90% педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации