Система оценки качества подготовки обучающихся

Эффективная система оценивания качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях складывается через всестороннее изучение состояния индивидуальных образовательных достижений обучающихся по результатам различных оценочных процедур.

При оценке образовательных достижений обучающихся устанавливается степень соответствия реально достигнутых результатов обучающимся планируемым целям. Оценке подлежит как объем, системность знаний, так и уровень сформированности навыков, умений, универсальных учебных действий.

Отметка – это результат процесса сравнивания, количественное выражение образовательных достижений учащихся в цифрах или баллах. В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход.

Цели

Цель – получение актуальной, достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся на различных уровнях обучения для выявления причин снижения образовательных результатов и разработки эффективных механизмов по их улучшению.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • обеспечение объективности процедур оценки качества образования, в том числе за счет обеспечения контроля за соблюдением порядка/регламента проведения оценочных процедур;
  • обеспечение оптимизации графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора;
  • формирование функционирования объективной ВСОКО в каждой ОО региона;
  • соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС начального общего образования;
  • соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС основного общего образования;
  • соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС среднего общего образования;
  • оценка функциональной грамотности обучающихся (выявление уровня сформированности);
  • популяризация материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.).

Обоснование цели

Для достижения показателей национального проекта «Образование» в Приморском крае проводится системная работа по повышению образовательных результатов обучающихся и обеспечению объективности проведения процедур оценки качества образования.

В регионе на постоянной основе проводятся процедуры оценки качества подготовки обучающихся. Основные мероприятия: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, национальные и международные исследования качества образования.

Анализ количественных и качественных характеристик результатов проведения ОГЭ и ЕГЭ в 2021 г. по сравнению с 2019 и 2020 гг. показал, что уровень обученности по русскому языку и математике (доля участников ОГЭ и ЕГЭ, получивших удовлетворительный результат) за три года имеет тенденцию к снижению; качество обучения по русскому языку и математике (доля участников ОГЭ, получивших отметки «4» и «5», и ЕГЭ, получивших не менее 70 баллов на ЕГЭ, «4» и «5» на ГВЭ) за три года имеет тенденцию к снижению. Выявлен перечень образовательных организаций, демонстрирующих стабильно высокий и низкий уровень результатов ОГЭ и ЕГЭ за последние три года.

Для обеспечения независимых объективных форм оценки и контроля качества подготовки обучающихся, повышения качества образования и улучшения качества функционирования общеобразовательных организаций, а также обеспечения всех заинтересованных лиц, в том числе и непосредственно самих обучающихся и их родителей, актуальной и достоверной информацией о результатах и качестве образования, в Приморском крае работает АИС «ПКО», РИС ГИА, ФИС ОКО.

С целью достижения образовательных результатов, конкретизированных в обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в части повышения  функциональной грамотности обучающихся в Приморском крае утвержден и реализуется «Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Приморского края, на 2021/2022 учебный год». В соответствии мерами и мероприятиями плана будет обеспечено освоение учащимися способности решать жизненные проблемные ситуации, повышение профессионального мастерства педагогических работников, сопровождающих формирование и оценку функциональной грамотности в том числе, использование в учебном процессе педагогами общеобразовательных организаций банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

С целью повышения профессионального мастерства педагогических работников, ГАУ ДПО ПК ИРО разрабатываются и будут ежегодно реализовываться дополнительные профессиональные программы по вопросам популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.), а так же проблемам формирования функциональной грамотности школьников.

Реалистичность цели.

Стабильный рост количества обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по предмету результатами участия в оценочных процедурах, обусловлено проведением разъяснительной работы с педагогами о недопустимости завышения/занижения отметок, соблюдения требований процедуры при написании, проверке работ обучающихся, формированием у обучающихся позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

На протяжении трех лет наблюдается тенденция к увеличению количества граждан, привлекаемых к общественному наблюдению при проведении оценочных процедур. При прохождении обучения у общественных наблюдателей формируется понимание важности и значимости проведения оценочных процедур.

Ежегодное снижение количества ОО на 20%, вошедших в федеральных перечень школ с признаками необъективности по результатам проведения ВПР, обусловлено привлечением независимых общественных наблюдателей на всех этапах ВПР, проведением разъяснительной работы с педагогами о недопустимости завышения/занижения отметок, соблюдение требований процедуры при написании, проверке работ обучающихся.

Муниципалитетами Приморского края по рекомендациям Минпросвещения и Рособрнадзора принят порядок/регламент проведения ВПР.

ОО приняты меры по обеспечению объективности при проверке ВПР с привлечением независимых общественных наблюдателей на всех этапах ВПР, организовано обучение экспертов ВПР с целью единого подхода к проверке по системе оценивания проверочных работ.

Для объективной ВСОКО школами разработаны локальные акты (положения и пр.) о ВСОКО, планы, программы, графики процедур ВСОКО на учебный год.

При опубликовании графиков проведения оценочных процедур учтены рекомендации Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора. На официальных сайтах школ размещены единые графики оценочных процедур на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней.

С целью разработки мер по повышению качества преподавания отдельных предметов, будет обеспечено выявление групп обучающихся с различным уровнем подготовки и описания характеристик таких групп. С целью разработки мер по повышению эффективности системы образования в Приморском крае, будет проведена работа по выявлению внутренних и внешних факторов, влияющих на уровень результатов различных групп участников (например, из разных муниципалитетов края).

Результатом работы является комплексный анализ полученных данных, на основании которых можно сделать вывод об объективности процедур оценки качества образования, уровне подготовки обучающихся при освоении ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО по следующим показателям:

  • доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по результатам участия в оценочных процедурах, к текущей успеваемости по предмету, не менее 50%;
  • доля ОО/ППЭ, охваченных общественным наблюдением при проведении оценочных процедур, составляет не менее 95%;
  • доля ОО, вышедших из федерального перечня школ с признаками необъективности по результатам проведения ВПР, ежегодно снижается на 20%;
  • доля муниципалитетов, в которых принят порядок/регламент проведения ВПР, не менее 80%;
  • доля ОО, в которых приняты меры по обеспечению объективности при проверке ВПР, не менее 75%;
  • доля ОО региона, сформировавших объективную ВСОКО, не менее 75%;
  • доля ОО региона, опубликовавших график проведения оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора, не менее 75%;
  • доля обучающихся 4-х классов, выполнивших задания ВПР базового уровня по математике и русскому языку, направленных на оценку сформированности предметных результатов, не менее 50%;
  • доля обучающихся 4-х классов, выполнивших задания ВПР повышенного или высокого уровня по математике и русскому языку, не менее 50%;
  • доля обучающихся 9-х классов, сдавших экзамены по математике и русскому языку с первого раза, преодолевших минимальный порог, не менее 80%;
  • доля обучающихся 9-х классов, получивших аттестат об основном общем образовании по результатам участия в ГИА-9 в основной период не менее 90 %;
  • доля обучающихся 9-х классов, выполнивших задания ОГЭ базового уровня по математике и русскому языку, направленных на оценку сформированности предметных результатов, не менее 50%;
  • доля обучающихся 11-х классов, выполнивших задания ЕГЭ базового уровня по математике и русскому языку, направленных на оценку сформированности предметных результатов, не менее 50%;
  • доля обучающихся 11-х классов, выполнивших задания ЕГЭ повышенного или высокого уровня по математике и русскому языку, не менее 50%;
  • доля обучающихся 11-х классов, получивших аттестат о среднем общем образовании по результатам участия в ГИА-11 в основной период не менее 80%;
  • доля выпускников, поступивших в вузы или ПОО своего региона не менее 80%;
  • доля обучающихся 8-9-х классов, в отношении которых проводилась оценка функциональной грамотности, от общего количества обучающихся 8-9-х классов, не менее 70%;
  • доля ОО, в которых проведена оценка функциональной грамотности с использованием инструментария на основе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов (ФГБНУ «ИСРО РАО») по математической, естественнонаучной и читательской грамотности, не менее 70%;
  • доля программ ДПО, в содержание которых внесено изучение и обсуждение материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.) не менее 30% программ, реализуемых ГАУ ДПО ПК ИРО, ЦНППМ, ежегодно.

Комплексное исследование качества общего образования в Приморском крае за 2019 год

Мониторинг мероприятий, проводимых образовательными организациями по подготовке и проведению итогового сочинения

Мониторинг качества образовательных услуг, предоставляемых краевыми государственными общеобразовательными специальными (коррекционными) учреждениями Приморского края

Диагностические работа для учащихся 10 классов школ — участников проекта «Медицинский класс в Приморской школе»

Мониторинг объективности проведения и результатов оценочных процедур по итогам ВПР-2020

Показатели необъективности проведения и результатов оценочных процедур по итогам ВПР-2020

Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования (диагностические работы)

Мониторинг системы оценки качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по подготовке базового уровня, по подготовке высокого уровня, по оценке метапредметных результатов)

Статистико-аналитический сборник по результатам государственной итоговой аттестации в Приморском крае в 2021 году

Мониторинг использования инструментария на основе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов (ФГБНУ «ИСРО РАО»)

Меры, управленческие решения

Архивные материалы