Система организации воспитания обучающихся

Цели

Цель – получение объективной информации о состоянии региональной системы воспитания и социализации обучающихся.

Обоснование цели

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определены основные направления его реализации, которые ориентированы на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего образования на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. По результатам мониторинга организации системы воспитания и социализации обучающихся школ Приморского края, проведенного в ноябре 2021 года, охват обучающихся мероприятиями по всем направлениям воспитания в учебное время составил от 90,7 до 100%. В Приморском крае созданы общественные объединения, в 103 общеобразовательных организациях из 25 муниципалитетов Приморского края таких объединений нет.

Одним из эффективных способов, направленных на формирование социальной активности обучающихся, является волонтерская деятельность. Добровольческая (волонтерская) деятельность в образовании предполагает соучастие учителей и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах общеобразовательных организаций. Доля таких школ Приморского края, в которых ведется такая работа, составляет 19%.

Получение образования на русском языке является одним из ведущих способов интеграции детей, для которых русский язык не является родным, к новым социально-культурным условиям и способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов. В образовательных организациях 29 муниципалитетов Приморского края обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Охват таких обучающихся мероприятиями по социальной и культурной адаптации в семи муниципалитетах составляет менее 50%.

Ключевая роль в воспитательном процессе отводится классным руководителям, результативность деятельности которых будет зависеть в том числе от того, как осуществляется оценка деятельности педагогов. В 19 муниципалитетах Приморского края такая работа носит спонтанный и несистемный характер.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • поддержка семейного воспитания;
  • развитие воспитания в системе образования;
  • расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
  • гражданское и патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
  • духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
  • приобщение детей к культурному наследию;
  • популяризация научных знаний среди детей;
  • физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
  • трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
  • обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
  • развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
  • поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
  • поддержка обучающихся, для которых русский язык не является родным;
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
  • организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях;
  • осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы.

Реалистичность цели

Результатом работы является:

  • увеличение доли образовательных организаций, осуществляющих взаимодействие с социальными партнерами, по сравнению с 2021 г. (2022 г. – 3%; 2023 г. – 4%; 2024 г. – 5%);
  • увеличение доли обучающихся по сравнению с 2021 г., принявших участие в мероприятиях, проведенных общественными объединениями школ (2022 г. – на 5%; 2023 г. – на 10%; 2024 г. – на 12%);
  • участие муниципалитетов в региональных этапах профессиональных конкурсов, тематика которых связана с вопросами воспитания обучающихся;
  • увеличение доли образовательных организаций по сравнению с 2021 г., в которых созданы и функционируют волонтерские центры (2022 г. – 5%; 2023 г. – 7%; 2024 г. – 10%);
  • увеличение доли обучающихся по сравнению с 2021 г., вовлеченных в добровольческое движение (волонтерство) (2022 г. – 20%, 2023 г. – 23%, 2024 г. – 25%);
  • увеличение доли обучающихся по сравнению с 2021 г. (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся) (2022 г. – не менее 20%, 2023 г. – не менее 23%; 2024 г. – не менее 25%);
  • снижение количества обучающихся, находящихся на учете в ПДН (на конец учебного года);
  • снижение количества обучающихся, находящихся на внутришкольном учете;
  • увеличение доли обучающихся образовательных учреждений, снятых с учета в текущем календарном году (% выбывших из них);
  • увеличение количества мероприятий по сравнению с 2021 г. по оценке эффективности деятельности по классному руководству (2022 г. – не менее 40 %; 2023 г. – не менее 45%; 2024 г. – не менее 50%);
  • увеличение доли несовершеннолетних обучающихся по сравнению с 2021 г., охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха (2022 г. – не менее 50%; 2023 г. – не менее 55%; 2024 г. – не менее 60%).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Мониторинг количества обучающихся, охваченных программами воспитания и ОО, в которых внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в Приморском крае

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Архивные материалы