Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Работа со школами с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, является стратегически важной, так как в её основе лежит адресный сбор данных об отдельных дефицитах образовательных организаций.

Как правило, образовательные возможности школьников во многом зависят от социального, экономического и культурного уровня их семей, развития инфраструктуры населенного пункта (микрорайона, муниципального образования и т.д.), в котором располагается образовательная организация, его кадрового, финансово-экономического и материально-технического обеспечения. В совокупности эти показатели характеризуют сложность социально-экономических условий, в которых находится та или иная образовательная организация, а их анализ позволяет в дальнейшем создать условия для перехода школ с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы и получения качественного образования обучающимися.

Цели

Целью является повышение качества образования в ОО Приморского края за счет выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов, а также проведения адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов.

Обоснование цели

С целью снижения количества ШНОР организована системная работа на региональном и муниципальном уровне, в том числе, активное участие региона в федеральном проекте «500+» (2020 г. – 18 школ, 2021 г. – 82 школы, 2022 г. – 65 школ). В 2019 году из 539 общеобразовательных организаций Приморского края к группе ШНОР относилось 49% школ, из них базово неуспевающие школы – 27,8%, умеренно неуспевающие – 50,0%, сильно неуспевающие – 22,2 %.

Ежегодно в Приморском крае разрабатывается дорожная карта по оказанию адресной методической помощи ШНОР, проводятся мониторинги эффективности принятых мер, а также рисков снижения образовательных результатов. Индикатором качества организации системы работы на муниципальном уровне со ШНОР и/или школами, функционирующими в неблагополучных условиях, служит динамика образовательных результатов.

По данным ФИОКО в 2021 г. к группе ШНОР относятся 182 общеобразовательных организации (34%).

При оказании адресной методической помощи ШНОР также показало свою эффективность включение муниципального уровня управления образованием. В течение 2019–2021 гг. в муниципалитетах, где выстроена система работы МОУО со ШНОР, зарегистрировано повышение образовательных результатов обучающихся и уменьшение количества ШНОР, а также развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • выявление школ с низкими результатами обучения;
  • организация работы со школами с низкими результатами обучения;
  • проведение мониторинга рисков снижения образовательных результатов;
  • проведение адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в выявленных ОО;
  • развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности;
  • выявление и организация трансляции лучших школьных управленческих и педагогических практик, направленных на профилактику учебной неуспешности.

Реалистичность цели

           Результат работы по реализации комплекса мер по выявлению образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов в течение трех лет:       

  • применение региональной методики выявления школ с низкими результатами обучения;
  • организация адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в 100% выявленных ОО к 2022 г.;
  • разработка в 2022 г. программ по снижению рисков учебной неуспешности в 100% ШНОР;
  • разработка в 2022 г. программы по поддержке ШНОР в 100% муниципалитетах края;
  • наличие отчетов по реализации программ поддержки школ с низкими результатами обучения, размещенных на сайтах муниципальных органов управления образованием в 2023 г. в 100% муниципалитетов края;
  • принятие участия в трансляции опыта по поддержке школ с низкими результатами обучения в 2024 г. не менее 15% муниципалитетов края;
  • усиление работы ММС по сопровождению ШНОР: (2022 г. – наличие плана по методическому сопровождению школ с низкими результатами обучения (100%), 2023 г. – наличие плана и отчета по методическому сопровождению ШНОР (100%), 2024 г. не менее 15% ММС обобщили и представили опыт на сайте ММС);
  • повышение предметной и методической компетентности педагогов, работающих с учащимися из групп риска учебной неуспешности: (2022 г. – 20%, 2023 г. – 40%, 2024 г. – 50%);
  • внедрение практик сетевого взаимодействия с использованием элементов цифровой образовательной среды (при возможности), в том числе с привлечением педагогов из сильных школ к проведению уроков в школах с дефицитом педагогических кадров (2022 г. – 5%, 2023 г. – 10%, 2024 г. – 15%);
  • организация МОУО адресной методической помощи ШНОР, не участвующим в федеральном проекте 500+, по методике ФИОКО (2022 г. – 25%, 2023 г. – 50%, 2024 г. – 75%);
  • обучение управленческих команд ШНОР на ДПП ПК по внедрению механизмов повышения образовательных результатов обучающихся (2022 г. – 30%, 2023 г. – 40%, 2024 г. – 50%);
  • освоение педагогами современных педагогических технологий, в том числе инструментов формирующего оценивания, приемов формирования функциональной грамотности (2022 г. – 10%, 2023 г. – 20%, 2024 г. – 30%);
  • увеличение доли выпускников 11 классов по сравнению с 2021 г., преодолевших минимальный порог по обязательным предметам (2022 г. – на 3%, 2023 г. – 5%; 2024 г. –7%);
  • увеличение количества выпускников 11 классов по сравнению с 2021 г., успешно прошедших государственную итоговую аттестацию не менее, чем по одному предмету по выбору (2022 г. – на 3%, 2023 г. – 5%; 2024 г. –10%).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Мониторинг «Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Меры, управленческие решения