Цели
Цель – создание региональной системы, направленной на профессиональную ориентацию обучающихся, а также содействие в становлении профессионального самоопределения, формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии.
Обоснование цели
При анализе работы по профессиональной ориентации, а также работы по содействию в становлении профессионального самоопределения, формированию и развитию определенных профориентационных компетенций, помощи в конкретном выборе, связанной с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии обучающихся в Приморском крае выявлен ряд проблем, а именно:
– организация мероприятий по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации, носит спонтанный и несистемный характер, отсутсвует региональный план мероприятий;
– слабо налажена работа по профориентации обучающихся при взаимодействии с организациями среднего и высшего профессионального образования;
– не во всех муниципалитетах разработаны программы по профориентационной работе, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства;
– недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительных органов и др. для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями;
– не изучены, а следовательно, не распространяются лучшие педагогические практики по профориентационной работе с детьми;
– отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам профоринтационной работы с детьми и молодежью;
– слабо налажена работа по развитию конкурсного движения профориентационной направленности;
– недостаточно организована работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, в том числе недостаточна помощь в содействии в поступлении в профессиональные образовательные организации и вузы Приморского края.
Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание региональной системы профессиональной ориентации обучающихся Приморского края.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
– определение содержания понятий «низкие результаты обучения» и/или «неблагоприятные социальные условия»;
– проведение мониторинговых исследований по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
– организация работ по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности: региональных, муниципальных, школьных проектов, профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением организаций и предприятий, центров профориентационной работы и практической подготовки;
– обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
– организация мероприятий по ранней профориентации обучающихся и профориентации обучающихся с ОВЗ;
– осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
– осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями при организации мероприятий в системе профориентационной работы;
– содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
– проведение анализа рынка труда региона для удовлетворения потребности в кадрах;
– проведение работ по развитию конкурсного движения профориентационной направленности.
Реалистичность цели
Результатом работы является ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся:
– создание эффективной региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся;
– разработка и утверждение нормативных актов, обеспечивающих условия для подготовки детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;
– разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;
– подготовка методических рекомендаций по организации профориентационной работы с обучающимися;
– разработка и внедрение непрерывных образовательных программ в области профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) на разных ступенях образования, в том числе и сетевых;
– разработка и внедрение новых модульных программ по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе программ, учитывающих особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
– проведение анализа и обобщения лучших практик организации работы педагогов по профориентации обучающихся в образовательных организациях;
– создание и внедрение региональной системы организации и проведения профессиональных проб;
– создание единой сети коммуникативных площадок профессионального нетворкинга;
– создание центров профориентации на базе общеобразовательных организаций/организаций дополнительного образования;
– утверждение ежегодного регионального плана мероприятий о реализации системы профессиональной ориентации обучающихся Приморского края до 2025 г.;
– создание и внедрение комплексных моделей оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях (индивидуальном, муниципальном, региональном), основанных на количественных и качественных показателях с 2022 г. в 100% муниципалитетах края.
Показатели, методы сбора информации
Показатели системы и методы сбора информации описаны в Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края:
- Приказ МО ПК № 1274-а от 24.09.21 (pdf, 111 КБ) // Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края
- Концепция региональной системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы (pdf, 638 КБ)
- Приложения к Концепции РСОКО (pdf, 386 КБ) // Показатели системы
Мониторинги, анализ, адресные рекомендации
Мониторинг соответствия деятельности профильных классов в образовательных организациях Приморского края требованиям ФГОС СО
- Аналитическая справка (pdf, 1.20 МБ) // По итогам мониторинга соответствия деятельности профильных классов в образовательных организациях Приморского края требованиям ФГОС СО
- Письмо №755 от 22.10.2020 в МОУО (pdf, 488 КБ) // О проведении мониторингового исследования деятельности профильных классов на территории Приморского края
- Приложение 1 к письму (pdf, 125 КБ) // Регламент проведения мониторинга
- Приложение 2 к письму (pdf, 99 КБ) // Инструкция
- Приложение 3 к письму (pdf, 187 КБ) // Вопросы для ознакомления
- Приложение 4 к письму (pdf, 83 КБ) // Анкета
Меры, управленческие решения
- Приказ Министерства образования №152-а от 18.02.22 (pdf, 1.82 МБ) // Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приложение 1 к Приказу (pdf, 11.85 МБ) // Содержание показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приказ ПК ИРО №29/1-А от 28.02.22 (pdf, 1.16 МБ) // О планировании учебно-методической работы в ПК ИРО в 2022г
Архивные материалы
- Дорожная карта проекта «Трудовые ресурсы и образование» (pdf, 604 КБ) // программы «Повышение инвестиционной приклекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации»
- Дорожная карта (pdf, 169 КБ) // По развитию системы профориентации и поддержке молодежи на рынке труда в Дальневосточном федеральном округе до 2025 года
- Мониторинг «Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации» (pdf, 189 КБ)
- Навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке 2020-2026 (pdf, 13.52 МБ) // 7 издание. Июнь 2020
- Материалы проекта «Билет в будущее» (zip, 6.74 МБ)
- Распоряжение Администрации Приморского края № 773-ра от 27.12.19 (pdf, 675 КБ)
- Приказ Министерства образования Приморского края № 537-а от 22.05.20 (pdf, 1.84 МБ)
- Приказ Министерства образования Приморского края № 540-а от 27.05.20 (pdf, 407 КБ)