Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Цели

Целью является создание условий для ранней профориентации обучающихся, совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного и среднего общего образования, повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования и совершенствования структуры среднего профессионального образования, а также формирование и развитие определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии.

Обоснование цели

Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» сформулированы в качестве задач государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2020 – 2027 гг., утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 16 декабря 2019 г. № 848-па.

При анализе работы по профессиональной ориентации, а также работы по содействию в становлении профессионального самоопределения, формированию и развитию определенных профориентационных компетенций, помощи в конкретном выборе, связанной с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии обучающихся в Приморском крае выявлен ряд проблем, а именно:

  • не обеспечена достаточная информированность обучающихся на уровне НОО, ООО, СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
  • недостаточность проводимых мероприятий по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне ООО, СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ);
  • отсутствие системной работы с обучающимися на уровне СОО в области профессиональной ориентации;
  • отсутствие системной работы по выявлению предпочтений обучающихся на уровне ООО в области профессиональной ориентации;
  • отсутствие системной работы по созданию условий для профессионального становления;
  • отсутствие системной работы удовлетворению потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
  • организация мероприятий по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации носит спонтанный и несистемный характер, отсутствует региональный план мероприятий;
  • слабо налажена работа по профориентации обучающихся при взаимодействии с организациями среднего и высшего профессионального образования;
  • не во всех муниципалитетах разработаны программы
    по профориентационной работе, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства;
  • недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительных органов и др. для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями;
  • не изучены, а следовательно, не распространяются лучшие педагогические практики по профориентационной работе с детьми;
  • отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам профориентационной работы с детьми и молодежью;
  • слабо налажена работа по развитию конкурсного движения профориентационной направленности;
  • недостаточно организована работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, в том числе недостаточна помощь в содействии в поступлении в профессиональные образовательные организации и вузы Приморского края.

Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание региональной системы профессиональной ориентации, сопровождения обучающихся Приморского края.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • обеспечение информированности обучающихся на уровне НОО и ООО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
  • выявление предпочтений обучающихся на уровне ООО в области профессиональной ориентации;
  • сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне ООО (в том числе обучающихся с ОВЗ) через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности: региональных, муниципальных, школьных проектов, профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением организаций и предприятий, центров профориентационной работы и практической подготовки;
  • обеспечение информированности обучающихся на уровне СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
  • выявление предпочтений обучающихся на уровне СОО в области профессиональной ориентации;
  • сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ);
  • создание условий для профессионального становления;
  • удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
  • осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
  • осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями при организации мероприятий в системе профориентационной работы.

Реалистичность цели

Результатом работы является ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся:

  • создание эффективной региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся;
  • разработка и утверждение нормативных актов, обеспечивающих условия для подготовки детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;
  • разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;
  • подготовка методических рекомендаций по организации профориентационной работы с обучающимися;
  • разработка и внедрение непрерывных образовательных программ в области профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) на разных ступенях образования, в том числе и сетевых;
  • разработка и внедрение новых модульных программ по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе программ, учитывающих особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • проведение анализа и обобщения лучших практик организации работы педагогов по профориентации обучающихся в образовательных организациях;
  • создание и внедрение региональной системы организации и проведения профессиональных проб;
  • создание единой сети коммуникативных площадок профессионального нетворкинга;
  • создание центров профориентации на базе общеобразовательных организаций/организаций дополнительного образования;
  • утверждение ежегодного регионального плана мероприятий по реализации системы профессиональной ориентации обучающихся Приморского края до 2025 г.;
  • включение представителей работодателей в профориентационную работу со школьниками, студентами и другими категориями населения;
  • создание и внедрение комплексных моделей оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях (индивидуальном, муниципальном, региональном), основанных на количественных и качественных показателях с 2022 г. в 100% муниципалитетах края, основанных на количественных и качественных показателях, полученных на основе мониторингов, статистических данных АИС ПКО, АИС МСУ:
  • выявление предпочтений обучающихся на уровне ООО, СОО в области профессиональной ориентации;
  • сопровождение профессионального самоопределения обучающихся ООО, СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ);
  • учет выбора профессии обучающимися на уровне ООО, СОО;
  • эффективность профориентационной работы в профильных классах и классах с УИОП;
  • учет обучающихся, успешно зачисленных в ОО СПО и ОО ВПО в соответствии с выбранным профилем;
  • проведение ранней профориентации обучающихся;
  • проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
  • соответствие специальности при трудоустройстве выбранной в ПОО специальности;
  • учет обучающихся с ОВЗ, поступивших в ПОО;
  • учет обучающихся, поступивших в ПОО своего региона (Приморского края);
  • учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности;
  • соответствие выбранных обучающимися ПОО и ОО ВО специальностей рынка труда региона.

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Меры, управленческие решения

Архивные материалы