Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Цели

Цель – создание региональной системы, направленной на профессиональную ориентацию обучающихся, а также содействие в становлении профессионального самоопределения, формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии.

Обоснование цели

При анализе работы по профессиональной ориентации, а также работы по содействию в становлении профессионального самоопределения, формированию и развитию определенных профориентационных компетенций, помощи в конкретном выборе, связанной с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии обучающихся в Приморском крае выявлен ряд проблем, а именно:

– организация мероприятий по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации, носит спонтанный и несистемный характер, отсутсвует региональный план мероприятий;

– слабо налажена работа по профориентации обучающихся при взаимодействии с организациями среднего и высшего профессионального образования;

– не во всех муниципалитетах разработаны программы по профориентационной работе, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства;

– недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительных органов и др. для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями;

– не изучены, а следовательно, не распространяются лучшие педагогические практики по профориентационной работе с детьми;

– отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам профоринтационной работы с детьми и молодежью;

– слабо налажена работа по развитию конкурсного движения профориентационной направленности;

– недостаточно организована работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, в том числе недостаточна помощь в содействии в поступлении в профессиональные образовательные организации и вузы Приморского края.

Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание региональной системы профессиональной ориентации обучающихся Приморского края.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

– определение содержания понятий «низкие результаты обучения» и/или «неблагоприятные социальные условия»;

– проведение мониторинговых исследований по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;

– организация работ по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности: региональных, муниципальных, школьных проектов, профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением организаций и предприятий, центров профориентационной работы и практической подготовки; 

– обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;

– организация мероприятий по ранней профориентации обучающихся и профориентации обучающихся с ОВЗ;

– осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;

– осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями при организации мероприятий в системе профориентационной работы;

– содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;

– проведение анализа рынка труда региона для удовлетворения потребности в кадрах;

– проведение работ по развитию конкурсного движения профориентационной направленности.

Реалистичность цели

Результатом работы является ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся:

– создание эффективной региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся;

– разработка и утверждение нормативных актов, обеспечивающих условия для подготовки детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;

– разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;

– подготовка методических рекомендаций по организации профориентационной работы с обучающимися;

– разработка и внедрение непрерывных образовательных программ в области профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) на разных ступенях образования, в том числе и сетевых;

– разработка и внедрение новых модульных программ по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе программ, учитывающих особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

– проведение анализа и обобщения лучших практик организации работы педагогов по профориентации обучающихся в образовательных организациях;

– создание и внедрение региональной системы организации и проведения профессиональных проб;

– создание единой сети коммуникативных площадок профессионального нетворкинга;

– создание центров профориентации на базе общеобразовательных организаций/организаций дополнительного образования;

– утверждение ежегодного регионального плана мероприятий о реализации системы профессиональной ориентации обучающихся Приморского края до 2025 г.;

– создание и внедрение комплексных моделей оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях (индивидуальном, муниципальном, региональном), основанных на количественных и качественных показателях с 2022 г. в 100% муниципалитетах края.

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Архивные материалы