Роль руководителя образовательной организации занимает центральное место в системе развития образовательной организации. Поскольку эффективность образовательной организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет, важной задачей становится всестороння оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации.
Действенным механизмом является организация и проведение мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
Цели
Целью системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций является создание информационной основы для принятия ОИВ управленческих решений по качеству профессиональной подготовки и управленческой деятельности руководителей ОО, выявление руководителей с высокой эффективностью деятельности с целью распространения лучших практик и подготовки кадрового резерва.
Обоснование цели
С целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы ОО, а соответственно управленческой деятельности, система мониторинга эффективности руководителей ОО Приморского края должна быть направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя образовательной организации и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя.
Так, эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны – реальными результатами деятельности образовательной организации.
Проведенный анализ эффективности руководителей образовательных организаций Приморского края выявил ряд проблем, связанных с невыполнением следующих действий:
- управление развитием ОО, обеспечивающее повышение качества образования и эффективность деятельности организации;
- контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития ОО;
- формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, направленной на самоопределение, самообразование и профессиональную ориентацию;
- руководство деятельностью по диагностике обучающихся для выявления способностей и одаренности, обеспечением участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня, организацией работ с одаренными обучающимися, в том числе профильного, предпрофильного обучения, индивидуально-групповых занятий, неаудиторных занятий, организацией проектной и исследовательской деятельности;
- обеспечение социализации и индивидуализации развития обучающихся на основе их воспитания в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в обществе правилами поведения;
- формирование систему условий для профессионального развития педагогических работников ОО, включая дополнительное профессиональное образование.
- формирование резерва управленческих кадров как в МО, так и в субъекте;
- подготовка школьных управленческих команд, а также их дальнейшее сопровождение.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- повышение качества управленческой деятельности;
- формирование резерва управленческих кадров;
- подготовка школьных управленческих команд.
Реалистичность цели
Результатом работы является оценка эффективности деятельности руководителей ОО, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, и построение системы работы по совершенствованию управленческих компетенций на основе следующих показателей:
- доля руководителей образовательных организаций от общего количества руководителей образовательных организаций, прошедших диагностику профессиональных дефицитов (2024 г. – 15%);
- доля руководителей образовательных организаций, прошедших повышение квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций (2024 г. – 15%);
- доля лиц, зачисленных в резерв управленческих кадров, имеющих планы индивидуального развития (2024 г. – 30%);
- доля муниципалитетов, в которых сформирован кадровый резерв на замещение должностей руководителей образовательных организаций (увеличение численности кадрового резерва на 2-3% ежегодно);
- доля управленческих работников, входящих в состав экспертных сообществ (2024 г. – 20%);
- увеличение доли руководителей ОО, обеспечивших создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами (в 2024 г. – 40%);
- уменьшение доли руководителей ОО, оказавшихся в перечне школ, имеющих признаки необъективности по результатам ВПР (в 2024 г. – 7%);
- увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации по ДПП ПК управленческой направленности, на 2-3% ежегодно;
- наличие среднесрочных программ развития в 100% ОО, ориентированных на профилактику учебной неуспешности;
- наличие среднесрочных программ развития ОО, содержащих анализ эффективности принятых мер, направленных на профилактику учебной неуспешности;
- увеличение доли обучающихся 1-4 классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
- увеличение доли обучающихся 5-9 классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
- увеличение доли обучающихся 10-11 классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
- увеличение доли обучающихся 10-11 классов из профильных классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
- доля образовательных организаций, охваченных программами патриотического воспитания и формирования российской идентичности (поддержание достигнутых показателей);
- доля образовательных организаций, охваченных программами по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья (поддержание достигнутых показателей);
- доля образовательных организаций, охваченных программами по духовному и нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей (поддержание достигнутых показателей);
- количество обучающихся, охваченных мероприятиями по приоритетным направлениям воспитательной работы (поддержание достигнутых показателей).
Показатели, методы сбора информации
Показатели системы и методы сбора информации описаны в Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края:
- Приказ МО ПК № 1274-а от 24.09.21 (pdf, 1.12 МБ) // Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края
- Приказ МО ПК №573-а от 30.05.22 (pdf, 1.61 МБ) // О внесении изменений в приказ №1274-а
- Концепция региональной системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы (pdf, 1.61 МБ)
- Приложения к Концепции РСОКО (pdf, 1.61 МБ) // Показатели системы
Мониторинги, анализ, адресные рекомендации
Мониторинг состояния развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций
- Аналитическая справка (pdf, 2.61 МБ) // По итогам мониторингового исследования состояния развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Приморского края
- Приказ №174.1-А от 11.10.2020 (pdf, 431 КБ) // Об организации и проведении мониторинга состояния развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций Приморского края
- Приложение 1 к приказу (pdf, 1.64 МБ) // Регламент проведения мониторинга
- Шкалы к Приложению 1 (pdf, 8.85 МБ) // Для комплексной оценки качества образования
- Приложение 2 к приказу (pdf, 841 КБ) // Инструкция по заполнению форм
- Приложение 3 к приказу (pdf, 5.83 МБ) // Анкета
Мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края (Февраль - март 2022г)
- Приказ ПК ИРО № 20-А от 10.02.22 (pdf, 3.63 МБ) // Об организации и проведении мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 284 КБ) // По результатам мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края
Мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края (Декабрь 2022г)
- Приказ ПК ИРО № 281-А от 7.12.22 (pdf, 4.76 МБ) // Об организации и проведении мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 5.48 МБ) // По результатам мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края
Мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций Приморского края
Меры, управленческие решения
- Приказ Министерства образования №152-а от 18.02.22 (pdf, 1.82 МБ) // Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приложение 1 к Приказу (pdf, 11.85 МБ) // Содержание показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приказ ПК ИРО №29/1-А от 28.02.22 (pdf, 1.16 МБ) // О планировании учебно-методической работы в ПК ИРО в 2022г
- Информационное письмо о мерах, направленных на профориентационную работу (pdf, 408 КБ)
- Приказ ПК ИРО №157-А от 21.10.21 (pdf, 1.06 МБ) // О назначении ответственных за содержание разделов сайта ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №31-А от 01.03.22 (pdf, 518 КБ) // О размещении учебных курсов ГАУ ДПО ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №104/1-А от 19.05.22 (pdf, 644 КБ) // О развитии системы дистанционного образования ПК ИРО
- Приказ министерства образования Приморского края № 1508 от 22.11.21 (pdf, 546 КБ) // О внесении изменений в отдельные приказы министерства образования Приморского края
- Письмо о направлении рекомендаций по работе со ШНОР (pdf, 1.20 МБ) // О направлении рекомендаций по работе со ШНОР
- Аналитическая справка об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников (pdf, 2.32 МБ) //  Об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников
Архивные материалы
- Приказ департамента образования и науки Приморского края № 23а-309 от 3.03.17 (pdf, 890 КБ) // Об утверждении Положения о Почетной грамоте департамента образования и науки Приморского края, благодарности департамента образования и науки Приморского края
- Приказ департамента образования и науки Приморского края № 1377а от 30.11.16 (pdf, 412 КБ) // Об утверждении порядка регулирования оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края