Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций

Роль руководителя образовательной организации занимает центральное место в системе развития образовательной организации. Поскольку эффективность образовательной организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет, важной задачей становится всестороння оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации.

Действенным механизмом является организация и проведение мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.

Цели

Целью системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций является создание информационной основы для принятия ОИВ управленческих решений по качеству профессиональной подготовки и управленческой деятельности руководителей ОО, выявление руководителей с высокой эффективностью деятельности с целью распространения лучших практик и подготовки кадрового резерва.

Обоснование цели

С целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы ОО, а соответственно управленческой деятельности, система мониторинга эффективности руководителей ОО Приморского края должна быть направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя образовательной организации и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя.

Так, эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны – реальными результатами деятельности образовательной организации.

Проведенный анализ эффективности руководителей образовательных организаций Приморского края выявил ряд проблем, связанных с невыполнением следующих действий:

  • управление развитием ОО, обеспечивающее повышение качества образования и эффективность деятельности организации;
  • контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития ОО;
  • формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, направленной на самоопределение, самообразование и профессиональную ориентацию;
  • руководство деятельностью по диагностике обучающихся для выявления способностей и одаренности, обеспечением участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня, организацией работ с одаренными обучающимися, в том числе профильного, предпрофильного обучения, индивидуально-групповых занятий, неаудиторных занятий, организацией проектной и исследовательской деятельности;
  • обеспечение социализации и индивидуализации развития обучающихся на основе их воспитания в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в обществе правилами поведения;
  • формирование систему условий для профессионального развития педагогических работников ОО, включая дополнительное профессиональное образование.
  • формирование резерва управленческих кадров как в МО, так и в субъекте;
  • подготовка школьных управленческих команд, а также их дальнейшее сопровождение.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • повышение качества управленческой деятельности;
  • формирование резерва управленческих кадров;
  • подготовка школьных управленческих команд.

Реалистичность цели

         

Результатом работы является оценка эффективности деятельности руководителей ОО, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, и построение системы работы по совершенствованию управленческих компетенций на основе следующих показателей:

  • доля руководителей образовательных организаций от общего количества руководителей образовательных организаций, прошедших диагностику профессиональных дефицитов (2024 г. – 15%);
  • доля руководителей образовательных организаций, прошедших повышение квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций (2024 г. – 15%);
  • доля лиц, зачисленных в резерв управленческих кадров, имеющих планы индивидуального развития (2024 г. – 30%);
  • доля муниципалитетов, в которых сформирован кадровый резерв на замещение должностей руководителей образовательных организаций (увеличение численности кадрового резерва на 2-3% ежегодно);
  • доля управленческих работников, входящих в состав экспертных сообществ (2024 г. – 20%);
  • увеличение доли руководителей ОО, обеспечивших создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами (в 2024 г. – 40%);
  • уменьшение доли руководителей ОО, оказавшихся в перечне школ, имеющих признаки необъективности по результатам ВПР (в 2024 г. – 7%);
  • увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации по ДПП ПК управленческой направленности, на 2-3% ежегодно;
  • наличие среднесрочных программ развития в 100% ОО, ориентированных на профилактику учебной неуспешности;
  • наличие среднесрочных программ развития ОО, содержащих анализ эффективности принятых мер, направленных на профилактику учебной неуспешности;
  • увеличение доли обучающихся 1-4 классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
  • увеличение доли обучающихся 5-9 классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
  • увеличение доли обучающихся 10-11 классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
  • увеличение доли обучающихся 10-11 классов из профильных классов, принявших участие в отборочных этапах олимпиад и конкурсов из перечня Министерства просвещения РФ, на 2-3% ежегодно;
  • доля образовательных организаций, охваченных программами патриотического воспитания и формирования российской идентичности (поддержание достигнутых показателей);
  • доля образовательных организаций, охваченных программами по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья (поддержание достигнутых показателей);
  • доля образовательных организаций, охваченных программами по духовному и нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей (поддержание достигнутых показателей);
  • количество обучающихся, охваченных мероприятиями по приоритетным направлениям воспитательной работы (поддержание достигнутых показателей).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Меры, управленческие решения