Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Работа со школами с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, является стратегически важной, так как в её основе лежит адресный сбор данных об отдельных дефицитах образовательных организаций.

Как правило, образовательные возможности школьников во многом зависят от социального, экономического и культурного уровня их семей, развития инфраструктуры населенного пункта (микрорайона, муниципального образования и т.д.), в котором располагается образовательная организация, его кадрового, финансово-экономического и материально-технического обеспечения. В совокупности эти показатели характеризуют сложность социально-экономических условий, в которых находится та или иная образовательная организация, а их анализ позволяет в дальнейшем создать условия для перехода школ с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы и получения качественного образования обучающимися.

Цели

Целью является повышение качества образования в ОО Приморского края за счет выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов, а также проведения адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов.

Обоснование цели

С целью снижения количества ШНОР организована системная работа на региональном и муниципальном уровне, в том числе, активное участие региона в федеральном проекте «500+».

Ежегодно в Приморском крае разрабатывается дорожная карта по оказанию адресной методической помощи ШНОР, проводятся мониторинги эффективности принятых мер, а также рисков снижения образовательных результатов.

При оказании адресной методической помощи ШНОР показало свою эффективность включение муниципального уровня управления образованием. В течение последних лет в муниципалитетах, где выстроена система работы МОУО со ШНОР, зарегистрировано повышение образовательных результатов обучающихся и уменьшение количества ШНОР, а также развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • выявление школ с низкими результатами обучения;
  • организация работы со школами с низкими результатами обучения;
  • проведение мониторинга рисков снижения образовательных результатов;
  • проведение адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в выявленных ОО;
  • развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности;
  • выявление и организация трансляции лучших школьных управленческих и педагогических практик, направленных на профилактику учебной неуспешности.

Реалистичность цели

           Результат работы по реализации комплекса мер по выявлению образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов в течение трех лет:       

  • применение региональной методики выявления школ с низкими результатами обучения;
  • организация адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в 100% выявленных ОО;
  • разработка программ по снижению рисков учебной неуспешности в 100% ШНОР;
  • разработка программы по поддержке ШНОР в 100% муниципалитетах края;
  • наличие отчетов по реализации программ поддержки школ с низкими результатами обучения, размещенных на сайтах муниципальных органов управления образованием, в 100% муниципалитетов края;
  • принятие участия в трансляции опыта по поддержке школ с низкими результатами обучения не менее 15% муниципалитетов края;
  • усиление работы ММС по сопровождению ШНОР (2024 г. не менее 15% ММС обобщили и представили опыт на сайте ММС);
  • повышение предметной и методической компетентности педагогов, работающих с учащимися из групп риска учебной неуспешности (2024 г. – 50%);
  • внедрение практик сетевого взаимодействия с использованием элементов цифровой образовательной среды (при возможности), в том числе с привлечением педагогов из сильных школ к проведению уроков в школах с дефицитом педагогических кадров (2024 г. – 15%);
  • организация МОУО адресной методической помощи ШНОР, не участвующим в федеральном проекте 500+, по методике ФИОКО (2024 г. – 75%);
  • обучение управленческих команд ШНОР на ДПП ПК по внедрению механизмов повышения образовательных результатов обучающихся (2024 г. – 50%);
  • освоение педагогами современных педагогических технологий, в том числе инструментов формирующего оценивания, приемов формирования функциональной грамотности (2024 г. – 30%);
  • увеличение доли выпускников 11 классов, преодолевших минимальный порог по обязательным предметам (2024 г. –7%);
  • увеличение количества выпускников 11 классов, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию не менее, чем по одному предмету по выбору (2024 г. –10%).

Мониторинги, анализ, адресные рекомендации

Мониторинг «Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Меры, управленческие решения