Цели
Целью является создание условий для ранней профориентации обучающихся, совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного и среднего общего образования, повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования и совершенствования структуры среднего профессионального образования, а также формирование и развитие определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии.
Обоснование цели
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» сформулированы в качестве задач государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2020 – 2027 гг., утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 16 декабря 2019 г. № 848-па.
При анализе работы по профессиональной ориентации, а также работы по содействию в становлении профессионального самоопределения, формированию и развитию определенных профориентационных компетенций, помощи в конкретном выборе, связанной с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии обучающихся в Приморском крае выявлен ряд проблем, а именно:
- не обеспечена достаточная информированность обучающихся на уровне НОО, ООО, СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- недостаточность проводимых мероприятий по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне ООО, СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ);
- отсутствие системной работы с обучающимися на уровне СОО в области профессиональной ориентации;
- отсутствие системной работы по выявлению предпочтений обучающихся на уровне ООО в области профессиональной ориентации;
- отсутствие системной работы по созданию условий для профессионального становления;
- отсутствие системной работы удовлетворению потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
- организация мероприятий по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации носит спонтанный и несистемный характер, отсутствует региональный план мероприятий;
- слабо налажена работа по профориентации обучающихся при взаимодействии с организациями среднего и высшего профессионального образования;
- не во всех муниципалитетах разработаны программы
по профориентационной работе, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства; - недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительных органов и др. для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями;
- не изучены, а следовательно, не распространяются лучшие педагогические практики по профориентационной работе с детьми;
- отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам профориентационной работы с детьми и молодежью;
- слабо налажена работа по развитию конкурсного движения профориентационной направленности;
- недостаточно организована работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, в том числе недостаточна помощь в содействии в поступлении в профессиональные образовательные организации и вузы Приморского края.
Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание региональной системы профессиональной ориентации, сопровождения обучающихся Приморского края.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- обеспечение информированности обучающихся на уровне НОО и ООО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- выявление предпочтений обучающихся на уровне ООО в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне ООО (в том числе обучающихся с ОВЗ) через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности: региональных, муниципальных, школьных проектов, профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением организаций и предприятий, центров профориентационной работы и практической подготовки;
- обеспечение информированности обучающихся на уровне СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- выявление предпочтений обучающихся на уровне СОО в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ);
- создание условий для профессионального становления;
- удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
- осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями при организации мероприятий в системе профориентационной работы.
Реалистичность цели
Результатом работы является ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся:
- создание эффективной региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся;
- разработка и утверждение нормативных актов, обеспечивающих условия для подготовки детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;
- разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;
- подготовка методических рекомендаций по организации профориентационной работы с обучающимися;
- разработка и внедрение непрерывных образовательных программ в области профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) на разных ступенях образования, в том числе и сетевых;
- разработка и внедрение новых модульных программ по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе программ, учитывающих особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- проведение анализа и обобщения лучших практик организации работы педагогов по профориентации обучающихся в образовательных организациях;
- создание и внедрение региональной системы организации и проведения профессиональных проб;
- создание единой сети коммуникативных площадок профессионального нетворкинга;
- создание центров профориентации на базе общеобразовательных организаций/организаций дополнительного образования;
- утверждение ежегодного регионального плана мероприятий по реализации системы профессиональной ориентации обучающихся Приморского края до 2025 г.;
- включение представителей работодателей в профориентационную работу со школьниками, студентами и другими категориями населения;
- создание и внедрение комплексных моделей оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях (индивидуальном, муниципальном, региональном), основанных на количественных и качественных показателях в 100% муниципалитетах края, основанных на количественных и качественных показателях, полученных на основе мониторингов и статистических данных:
- выявление предпочтений обучающихся на уровне ООО, СОО в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся ООО, СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ);
- учет выбора профессии обучающимися на уровне ООО, СОО;
- эффективность профориентационной работы в профильных классах и классах с УИОП;
- учет обучающихся, успешно зачисленных в ОО СПО и ОО ВПО в соответствии с выбранным профилем;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- соответствие специальности при трудоустройстве выбранной в ПОО специальности;
- учет обучающихся с ОВЗ, поступивших в ПОО;
- учет обучающихся, поступивших в ПОО своего региона (Приморского края);
- учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности;
- соответствие выбранных обучающимися ПОО и ОО ВО специальностей рынка труда региона.
Показатели, методы сбора информации
Показатели системы и методы сбора информации описаны в Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края:
- Приказ МО ПК № 1274-а от 24.09.21 (pdf, 1.12 МБ) // Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края
- Приказ МО ПК №573-а от 30.05.22 (pdf, 1.61 МБ) // О внесении изменений в приказ №1274-а
- Концепция региональной системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы (pdf, 1.61 МБ)
- Приложения к Концепции РСОКО (pdf, 1.61 МБ) // Показатели системы
Мониторинги, анализ, адресные рекомендации
Анализ деятельности обучающихся образовательных кластеров в части достижения показателей по государственной итоговой аттестации за 2023-2024 учебный год в Приморском крае
- Приказ ПК ИРО № 273-А от 02.10.24 (pdf, 1.67 МБ) // О проведении анализа деятельности обучающихся образовательных кластеров в части достижения показателей по государственной итоговой аттестации за 2023-2024 учебный год в Приморском крае
- Аналитическая справка (pdf, 14.56 МБ) // По результатам анализа деятельности обучающихся образовательных кластеров в части достижения показателей по государственной итоговой аттестации за 2023-2024 учебный год в Приморском крае
Мониторинг деятельности специализированных классов в части достижения показателей по итогам 2022-2023 учебного года
Мониторинг эффективности деятельности специализированных классов
Мониторинг результатов реализации проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в Приморской школе», «Медицинский класс в Приморской школе»
- Приказ ПК ИРО №292-А от 20.12.22 (pdf, 7.26 МБ) // Об организации и проведении мониторинга результатов реализации проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в Приморской школе», «Медицинский класс в Приморской школе»
- Аналитическая справка // По результатам мониторинга результатов реализации проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в Приморской школе», «Медицинский класс в Приморской школе»
Мониторинг организации обучения в профильных классах общеобразовательных организаций Приморского края
- Приказ ПК ИРО №203-А от 10.10.22 (pdf, 2.06 МБ) // Об организации и проведении мониторинга организации обучения в профильных классах общеобразовательных организаций Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 17.60 МБ) // По результатам мониторинга организации обучения в профильных классах общеобразовательных организаций Приморского края
Мониторинг создания условий для функционирования специализированных классов в общеобразовательных организациях Приморского края
- Приказ МО ПК № 1023-А (pdf, 1.02 МБ) // Об утверждении плана мониторинговых исследований в образовательной системе Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 1.11 МБ) // По итогам мониторинга создания условий для функционирования специализированных классов в общеобразовательных организациях Приморского края
Мониторинг системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
- Приказ ПК ИРО № 90/1-А (pdf, 3.96 МБ) // Об организации и проведении мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
- Аналитическая справка (pdf, 1.44 МБ) // По результатам мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Мониторинг организации обучения в профильных классах общеобразовательных организаций Приморского края, в том числе получивших специализированное оборудование «Инженерный класс», «Медицинский класс»
- Приказ ПК ИРО №18-А от 9.02.22 (pdf, 324 КБ) // Об организации и проведении мониторинга организации обучения в профильных классах общеобразовательных организаций Приморского края, в том числе получивших специализированное оборудование «Инженерный класс», «Медицинский класс»
- Аналитическая справка (pdf, 11.14 МБ) // Аналитическая справка по результатам мониторинга организации обучения в профильных классах общеобразовательных организаций Приморского края, в том числе получивших специализированное оборудование «Инженерный класс», «Медицинский класс»
Мониторинг организации профильного обучения в 10-11 классах в общеобразовательных организациях Приморского края
- Приказ ПК ИРО №138-А от 2.12.21 (pdf, 3.45 МБ) // Об организации и проведении мониторинга организации профильного обучения в 10-11 классах в общеобразовательных организациях Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 4.32 МБ) // По результатам мониторинга организации профильного обучения в 10-11 классах в общеобразовательных организациях Приморского края
Меры, управленческие решения
- Приказ Министерства образования №152-а от 18.02.22 (pdf, 1.82 МБ) // Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приложение 1 к Приказу (pdf, 11.85 МБ) // Содержание показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приказ ПК ИРО №29/1-А от 28.02.22 (pdf, 1.16 МБ) // О планировании учебно-методической работы в ПК ИРО в 2022г
- Информационное письмо о мерах, направленных на профориентационную работу (pdf, 408 КБ)
- Приказ ПК ИРО №157-А от 21.10.21 (pdf, 1.06 МБ) // О назначении ответственных за содержание разделов сайта ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №31-А от 01.03.22 (pdf, 518 КБ) // О размещении учебных курсов ГАУ ДПО ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №104/1-А от 19.05.22 (pdf, 644 КБ) // О развитии системы дистанционного образования ПК ИРО
- Приказ министерства образования Приморского края № 1508 от 22.11.21 (pdf, 546 КБ) // О внесении изменений в отдельные приказы министерства образования Приморского края
- Письмо о направлении рекомендаций по работе со ШНОР (pdf, 1.20 МБ) // О направлении рекомендаций по работе со ШНОР
- Аналитическая справка об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников (pdf, 2.32 МБ) //  Об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников
Архивные материалы
- Дорожная карта проекта «Трудовые ресурсы и образование» (pdf, 604 КБ) // программы «Повышение инвестиционной приклекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации»
- Дорожная карта (pdf, 169 КБ) // По развитию системы профориентации и поддержке молодежи на рынке труда в Дальневосточном федеральном округе до 2025 года
- Мониторинг «Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации» (pdf, 189 КБ)
- Навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке 2020-2026 (pdf, 13.52 МБ) // 7 издание. Июнь 2020
- Материалы проекта «Билет в будущее» (zip, 6.74 МБ)
- Распоряжение Администрации Приморского края № 773-ра от 27.12.19 (pdf, 675 КБ)
- Приказ Министерства образования Приморского края № 537-а от 22.05.20 (pdf, 1.84 МБ)
- Приказ Министерства образования Приморского края № 540-а от 27.05.20 (pdf, 407 КБ)
Мониторинг соответствия деятельности профильных классов в образовательных организациях Приморского края требованиям ФГОС СО
- Аналитическая справка (pdf, 1.20 МБ) // По итогам мониторинга соответствия деятельности профильных классов в образовательных организациях Приморского края требованиям ФГОС СО
- Письмо №755 от 22.10.2020 в МОУО (pdf, 488 КБ) // О проведении мониторингового исследования деятельности профильных классов на территории Приморского края
- Приложение 1 к письму (pdf, 125 КБ) // Регламент проведения мониторинга
- Приложение 2 к письму (pdf, 99 КБ) // Инструкция
- Приложение 3 к письму (pdf, 187 КБ) // Вопросы для ознакомления
- Приложение 4 к письму (pdf, 83 КБ) // Анкета
Мониторинг деятельности образовательных организаций, получивших в 2020 году комплекты оборудования на оснащение деятельности медицинских и инженерных классов
- Аналитическая справка (pdf, 532 КБ) // По результатам деятельности образовательных организаций, получивших в 2020 году комплекты оборудования на оснащение деятельности медицинских и инженерных классов
- Приказ ПК ИРО №71-А от 25.06.21 (pdf, 1.38 МБ) // Об организации и проведении мониторинга деятельности образовательных организаций, получивших в 2020 году комплекты оборудования на оснащение деятельности медицинских и инженерных классов