Работа со школами с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, является стратегически важной, так как в её основе лежит адресный сбор данных об отдельных дефицитах образовательных организаций.
Как правило, образовательные возможности школьников во многом зависят от социального, экономического и культурного уровня их семей, развития инфраструктуры населенного пункта (микрорайона, муниципального образования и т.д.), в котором располагается образовательная организация, его кадрового, финансово-экономического и материально-технического обеспечения. В совокупности эти показатели характеризуют сложность социально-экономических условий, в которых находится та или иная образовательная организация, а их анализ позволяет в дальнейшем создать условия для перехода школ с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы и получения качественного образования обучающимися.
Цели
Целью является повышение качества образования в ОО Приморского края за счет выявления и устранения факторов риска и ресурсных дефицитов, а также проведения адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов.
Обоснование цели
С целью снижения количества ШНОР организована системная работа на региональном и муниципальном уровне, в том числе, активное участие региона в федеральном проекте «500+».
Ежегодно в Приморском крае разрабатывается дорожная карта по оказанию адресной методической помощи ШНОР, проводятся мониторинги эффективности принятых мер, а также рисков снижения образовательных результатов.
При оказании адресной методической помощи ШНОР показало свою эффективность включение муниципального уровня управления образованием. В течение последних лет в муниципалитетах, где выстроена система работы МОУО со ШНОР, зарегистрировано повышение образовательных результатов обучающихся и уменьшение количества ШНОР, а также развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- выявление школ с низкими результатами обучения;
- организация работы со школами с низкими результатами обучения;
- проведение мониторинга рисков снижения образовательных результатов;
- проведение адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в выявленных ОО;
- развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности;
- выявление и организация трансляции лучших школьных управленческих и педагогических практик, направленных на профилактику учебной неуспешности.
Реалистичность цели
Результат работы по реализации комплекса мер по выявлению образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов в течение трех лет:
- применение региональной методики выявления школ с низкими результатами обучения;
- организация адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов в 100% выявленных ОО;
- разработка программ по снижению рисков учебной неуспешности в 100% ШНОР;
- разработка программы по поддержке ШНОР в 100% муниципалитетах края;
- наличие отчетов по реализации программ поддержки школ с низкими результатами обучения, размещенных на сайтах муниципальных органов управления образованием, в 100% муниципалитетов края;
- принятие участия в трансляции опыта по поддержке школ с низкими результатами обучения не менее 15% муниципалитетов края;
- усиление работы ММС по сопровождению ШНОР (2024 г. не менее 15% ММС обобщили и представили опыт на сайте ММС);
- повышение предметной и методической компетентности педагогов, работающих с учащимися из групп риска учебной неуспешности (2024 г. – 50%);
- внедрение практик сетевого взаимодействия с использованием элементов цифровой образовательной среды (при возможности), в том числе с привлечением педагогов из сильных школ к проведению уроков в школах с дефицитом педагогических кадров (2024 г. – 15%);
- организация МОУО адресной методической помощи ШНОР, не участвующим в федеральном проекте 500+, по методике ФИОКО (2024 г. – 75%);
- обучение управленческих команд ШНОР на ДПП ПК по внедрению механизмов повышения образовательных результатов обучающихся (2024 г. – 50%);
- освоение педагогами современных педагогических технологий, в том числе инструментов формирующего оценивания, приемов формирования функциональной грамотности (2024 г. – 30%);
- увеличение доли выпускников 11 классов, преодолевших минимальный порог по обязательным предметам (2024 г. –7%);
- увеличение количества выпускников 11 классов, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию не менее, чем по одному предмету по выбору (2024 г. –10%).
Показатели, методы сбора информации
Показатели системы и методы сбора информации описаны в Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края:
- Приказ МО ПК № 1274-а от 24.09.21 (pdf, 1.12 МБ) // Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края
- Приказ МО ПК №573-а от 30.05.22 (pdf, 1.61 МБ) // О внесении изменений в приказ №1274-а
- Концепция региональной системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы (pdf, 1.61 МБ)
- Приложения к Концепции РСОКО (pdf, 1.61 МБ) // Показатели системы
Мониторинги, анализ, адресные рекомендации
Мониторинг выявления образовательных организаций Приморского края, показывающих стабильно низкие результаты обучения
- Приказ ПК ИРО № 25-А от 11.02.20 (pdf, 4.61 МБ) // Об исполнении приказа Министерства образования Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 585 КБ) // По результатам проведения мониторинга по выявлению образовательных организаций Приморского края, показывающих стабильно низкие результаты обучения
Мониторинг работы муниципальных органов управления образованием со школами с низкими образовательными результатами и вошедшими в «зону риска»
- Приказ ПК ИРО № 188-А от 4.12.20 (pdf, 706 КБ) // Об организации и проведении мониторинга работы муниципальных органов управления образованием со школами с низкими образовательными результатами и вошедшими в «зону риска»
- Приложение 1 к приказу (pdf, 238 КБ) // Регламент проведения мониторинга
- Приложение 2 к приказу (pdf, 182 КБ) // Анкета
- Аналитическая справка (pdf, 3.33 МБ) // По результатам мониторинга работы муниципальных органов управления образованием со школами с низкими образовательными результатами и вошедшими в «зону риска»
Мониторинг по выявлению образовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
- Приказ Министерства образования Приморского края № 23а-510 от 8.04.21 (pdf, 356 КБ) // О внесении изменений в приказ МО ПК от 5 февраля 2021 года № 119-а «Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2021 год»
- Приказ ПК ИРО № 38-а от 8.04.21 (pdf, 5.15 МБ) // Об организации и проведении мониторинга по выявлению ОО ПК, фунционирующих в неблагоприятных условиях
- Аналитическая справка (pdf, 1.90 МБ) // По результатам мониторинга по выявлению образовательных организаций Приморского края, функционирующих в неблагоприятных условиях
Мониторинг «Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»
- Приказ Министерства образования Приморского края № 435-а от 26.03.21 (pdf, 882 КБ) // О проведении мониторинга «Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»
- Аналитическая справка (pdf, 337 КБ) // По результатам мониторинга «Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» (Русский язык)
- Аналитическая справка (pdf, 498 КБ) // По результатам мониторинга «Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» (Математика)
Мониторинг показателей системы работы со школами с низкими образовательными результатами и/или школами, функционирующими в неблагоприятных условиях
- Приказ ПК ИРО №15-А от 3.02.22 (pdf, 2.18 МБ) // Об организации и проведении мониторинга показателей системы работы со школами с низкими образовательными результатами и/или школами, функционирующими в неблагоприятных условиях
- Аналитическая справка (pdf, 987 КБ) // По результатам мониторинга показателей системы работы со школами с низкими образовательными результатами и/или школами, функционирующими в неблагоприятных условиях
Определение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения
- Приказ ПК ИРО №100/1-А от 12.05.22 (pdf, 293 КБ) // О проведении анализа данных по выявлению динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими образовательными результатами
- Аналитическая справка (pdf, 7.45 МБ) // По определению динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения
Мониторинг системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
- Приказ ПК ИРО №16-А от 19.01.23 (pdf, 8.52 МБ) // О проведении мониторинга системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
- Аналитическая справка (pdf, 4.91 МБ) // По результатам мониторинга системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Меры, управленческие решения
- Приказ Министерства образования №152-а от 18.02.22 (pdf, 1.82 МБ) // Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приложение 1 к Приказу (pdf, 11.85 МБ) // Содержание показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приказ ПК ИРО №29/1-А от 28.02.22 (pdf, 1.16 МБ) // О планировании учебно-методической работы в ПК ИРО в 2022г
- Информационное письмо о мерах, направленных на профориентационную работу (pdf, 408 КБ)
- Приказ ПК ИРО №157-А от 21.10.21 (pdf, 1.06 МБ) // О назначении ответственных за содержание разделов сайта ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №31-А от 01.03.22 (pdf, 518 КБ) // О размещении учебных курсов ГАУ ДПО ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №104/1-А от 19.05.22 (pdf, 644 КБ) // О развитии системы дистанционного образования ПК ИРО
- Приказ министерства образования Приморского края № 1508 от 22.11.21 (pdf, 546 КБ) // О внесении изменений в отдельные приказы министерства образования Приморского края
- Письмо о направлении рекомендаций по работе со ШНОР (pdf, 1.20 МБ) // О направлении рекомендаций по работе со ШНОР
- Аналитическая справка об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников (pdf, 2.32 МБ) //  Об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников
Архивные материалы
- Аналитический отчет (pdf, 12.35 МБ) // По результатам анкетирования специалистов органов образования и педагогических работников образовательных организаций, получивших низкие результаты по итогам Всероссийских проверочных работ в 2016 году
- Аналитический отчет (pdf, 1.76 МБ) // О проведении мониторинга по выявлению образовательных организаций Приморского края, функционирующих в сложных социально-экономических условиях в 2018 году
- Информационная справка (pdf, 370 КБ) // О реализации мероприятий по работе со школами с низкими образовательными результатами в 2020 году