Цели
Целью системы является реализация на региональном уровне общенациональной системы выявления, поддержки и развития молодых талантов, а также обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе детей с ОВЗ, через формирование единого информационного и научно-методического пространства.
Обоснование цели
Данная цель сформулирована исходя из задач и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) и закреплена в паспорте регионального проекта «Успех каждого ребенка» через обеспечение к 2024 г. для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 75% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
В Приморском крае внедрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (постановление Администрации Приморского края от 12 августа 2019 г. № 528-па), приказом министерства образования Приморского края от 01 сентября 2021 г. № 1186-а утверждены Положения о моделях выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одарённых детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с которыми с целью формирования единого образовательного пространства дополнительного образования Приморского края к реализации дополнительных общеобразовательных программ заочных и (или) сезонных школ могут быть привлечены представители организаций высшего и среднего профессионального образования, бизнес- структур, производственных организаций, предпринимателей, практикующих специалистов иных сфер деятельности.
Межведомственное взаимодействие по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, осуществляется между министерством образования Приморского края, министерством физической культуры и спорта Приморского края, министерством культуры Приморского края, министерством по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края, Управлением ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, Управлением по контролю за оборотом наркотиков Управления МВД России по Приморскому краю, главным управлением МЧС России по Приморскому краю в рамках реализации Указа Президента Российском Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» (краевые финальные спортивные соревнования школьников «Президентские состязания», краевые финальные спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры»), государственной программы Приморского края «Безопасный край», утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 25 декабря 2019 г. № 904-па, постановления Правительства Приморского края от 03 июня 2020 г. № 502- пп «Об организации подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» (региональный этап Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», региональный этап соревнований «Школа безопасности» среди учащихся образовательных учреждений Приморского края, региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Стиль жизни – здоровье!»), регионального проекта «Культурно-патриотическое воспитание школьников» на 2022 г., утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 07 апреля 2022 г. № 211-пп (организация тематических экскурсий и мероприятий в рамках посещения обучающимися учреждений культуры).
Межуровневое взаимодействие по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, осуществление государственно-частного партнерства предусмотрено в рамках основных мероприятий целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Приморского края, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 12 августа 2019 г. № 528-па. Так, в Приморском крае внедрена и распространяется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в которой, по данным портала 25ПФДО, доля организаций негосударственного сектора, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в общем количестве организаций в сфере дополнительного образования детей в июне 2022 г. составляет 2,8% (тогда как по состоянию на январь 2022 г. – 2,4%). Реализуются дополнительные общеобразовательные программы в сетевой форме, ежегодно между КГАУ ДО «РМЦ ПК» и общеобразовательными организациями муниципальных образований Приморского края заключаются договоры о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах технической направленности на уроках «Технологии», реализуемых в сетевой форме с использованием оборудования детского мобильного технопарка в период его нахождения в агломерациях Приморского края.
Вместе с тем, при анализе системы работы с талантливыми и способными детьми, в том числе в ОВЗ, и молодежью на уровне Приморского края выявлен ряд проблем, а именно:
- организация мероприятий по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе детей с ОВЗ, носит спонтанный и несистемный характер, отсутствует региональный план мероприятий, не налажено взаимодействие с вузами – организаторами олимпиад и конкурсов из перечней Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей»;
- не во всех муниципалитетах разработаны программы подготовки одаренных детей, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства;
- недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, с частными образовательными учреждениями для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями, проявивших таланты и способности;
- не изучены, следовательно, не распространяются лучшие педагогические практики по работе с одаренными детьми, отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- недостаточно организована работа по предоставлению учащимся, проявившим способности и таланты, выбора индивидуального образовательного маршрута, психолого-педагогического сопровождения, в том числе помощь в определении и содействие в поступлении в профессиональные образовательные организации и вузы Приморского края;
- недостаточно организован учет участников этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также иных форм развития образовательных достижений школьников;
- не организован учет обучающих по индивидуальным учебным планам;
- по результатам контент-анализа информации, размещенной в телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Правительства Приморского края, в период с 01.09.2021 по 25.05.2022 размещено только 2 публикации об успехах и достижениях талантливых и способных обучающихся с ОВЗ;
- по результатам мониторинга реализуемых дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для обучающихся с ОВЗ в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, за 2021 год, менее чем в 20 % организаций в качестве формы реализации программ определена форма сетевого взаимодействия, позволяющего обучающимся осваивать умения с использованием ресурсов нескольких организаций;
- в крае отсутствуют региональные программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Это лишь немногие причины, которые ограничивают возможности обучающихся с ОВЗ, которые не позволяют детям Приморского края, имеющим способности и таланты, проявить их в полной мере и воспользоваться всеми возможностями, предоставляемым общенациональной системой выявления и развития молодых талантов. Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание Региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с ОВЗ.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- охват обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей (посредством консолидации ресурсов образовательных организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного образования);
- выявление и развитие способностей и талантов у детей и молодежи через реализацию региональных проектов, мероприятий, дополнительных общеобразовательных программ, участие детей и молодежи в олимпиадах и конкурсах, утвержденных перечнями Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе для детей с ОВЗ;
- поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи через реализацию мер поощрения на региональном и муниципальном уровнях, проведение мероприятий, направленных на содействие в поступлении в образовательные организации высшего образования, межведомственное взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение, в том числе для детей ОВЗ;
- обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников, работающих с талантливыми детьми и молодежью, стимулирование роста их профессионального мастерства;
- создание условий для индивидуализации обучения, увеличения охвата дополнительным образованием, для развития форм и механизмов сетевого взаимодействия, государственно-частного партнерства;
- осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- осуществление государственно-частного партнерства, межмуниципального, сетевого взаимодействия для поддержки способных и талантливых детей и молодежи.
Реалистичность цели
Результатом работы является комплексный анализ полученных данных, позволяющий получить информацию о состоянии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, ее сильных, слабых сторонах, рисках, а также вспомогательных инструментах и доступных ресурсах. Ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач должен привести к следующим результатам:
- разработка программ по выявлению, поддержке и развитию талантов и способности у детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, в 2022 г. во всех муниципалитетах края. Использование в программах всех муниципалитетов края к 2024 г. ресурсов:
- сетевого взаимодействия;
- межведомственного взаимодействия,
- ресурсов учреждений дополнительного образования,
- ресурсов образовательных организаций среднего профессионального образования и вузов Приморского края,
- государственно-частного партнерства,
- профильных смен;
- ведение учета выявленных детей, проявивших таланты и способности в ГИР, фиксирующем их участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней, участие в профильных сменах, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, получение мер поощрения на региональном и муниципальном уровнях с 2022 г. в 100% муниципалитетах;
- обеспечение возможности выбора индивидуальных образовательных маршрутов и психолого-педагогического сопровождения детей, проявивших способности и таланты (в 2022 г. – 50%, 2023 г. – 75%, 2024 г. – 90%);
- утверждение ежегодного регионального плана участия в олимпиадах и конкурсах, утвержденных перечнями Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, межведомственных мероприятиях, мероприятиях образовательных организаций среднего профессионального образования и вузов Приморского края, плана мероприятий для развития способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ;
- осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия по направлениям деятельности (наука, искусство, спорт) при реализации общеразвивающих дополнительных образовательных программ регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- осуществление государственно-частного партнерства по поддержке и индивидуальному сопровождению высоко мотивированных и талантливых детей и молодежи из муниципальных образований Приморского края;
- разработка и включение в реестр программ дополнительного образования программ предметной направленности для учащихся 5-11 классов на базе профильных классов, Центров «Точка роста», IT-куба, Кванториума, ДНК из расчета не менее одной программы для каждого объекта и в целом увеличен охват дополнительным образованием (в 2022 г. – 70,5%, 2023 г. –70,6% , 2024 г. – 71,6%);
- организация и проведение ГАУ ДПО ПК ИРО, ММС ежегодных мероприятий, обеспечивающих подготовку педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, знакомство с лучшими практиками работы по данному направлению (в 2022 г. – 50%, 2023 г. –75%, 2024 г. – 90% педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, в том числе с ОВЗ).
Показатели, методы сбора информации
Показатели системы и методы сбора информации описаны в Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края:
- Приказ МО ПК № 1274-а от 24.09.21 (pdf, 1.12 МБ) // Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Приморского края
- Приказ МО ПК №573-а от 30.05.22 (pdf, 1.61 МБ) // О внесении изменений в приказ №1274-а
- Концепция региональной системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы (pdf, 1.61 МБ)
- Приложения к Концепции РСОКО (pdf, 1.61 МБ) // Показатели системы
Мониторинги, анализ, адресные рекомендации
Мониторинг участия обучающихся Приморского края в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году
- Приказ ПК ИРО №201/1-А от 24.12.21 (pdf, 688 КБ) // Об организации и проведении мониторинга участия обучающихся Приморского края в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году
- Аналитическая справка (pdf, 16.19 МБ) // По результатам мониторинга участия обучающихся Приморского края в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году
Мониторинг показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи за 2021/2022 учебный год (апрель 2022)
- Приказ ПК ИРО № 37-А от 11.03.22 (pdf, 5.10 МБ) // Об организации и проведении мониторинга показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
- Приказ МО ПК №23а-1367 от 30.11.22 (pdf, 582 КБ) // О внесении изменений в отдельные приказы министерства образования Приморского края
- Аналитическая справка (pdf, 5.20 МБ) // По результатам мониторинга показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Мониторинг показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (сентябрь-ноябрь 2022)
Мониторинг показателей результативности участия школьников Приморского края в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2022/2023 году
- Приказ ПК ИРО № 82-А от 10.03.23 (pdf, 3.07 МБ) // Об организации и проведении мониторинга показателей результативности участия школьников Приморского края в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2022/2023 году
- Справка (pdf, 7.92 МБ) // по результатам мониторинга отдельных показателей результативности (учет участников этапов ВСОШ) системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Меры, управленческие решения
- Приказ Министерства образования №152-а от 18.02.22 (pdf, 1.82 МБ) // Об утверждении содержания показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приложение 1 к Приказу (pdf, 11.85 МБ) // Содержание показателей в рамках выполнения государственного задания ПК ИРО на 2022 год
- Приказ ПК ИРО №29/1-А от 28.02.22 (pdf, 1.16 МБ) // О планировании учебно-методической работы в ПК ИРО в 2022г
- Информационное письмо о мерах, направленных на профориентационную работу (pdf, 408 КБ)
- Приказ ПК ИРО №157-А от 21.10.21 (pdf, 1.06 МБ) // О назначении ответственных за содержание разделов сайта ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №31-А от 01.03.22 (pdf, 518 КБ) // О размещении учебных курсов ГАУ ДПО ПК ИРО
- Приказ ПК ИРО №104/1-А от 19.05.22 (pdf, 644 КБ) // О развитии системы дистанционного образования ПК ИРО
- Приказ министерства образования Приморского края № 1508 от 22.11.21 (pdf, 546 КБ) // О внесении изменений в отдельные приказы министерства образования Приморского края
- Письмо о направлении рекомендаций по работе со ШНОР (pdf, 1.20 МБ) // О направлении рекомендаций по работе со ШНОР
- Аналитическая справка об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников (pdf, 2.32 МБ) //  Об эффективности принятых мер, направленных на повышение квалификации педагогических работников