Проект «Краеведение»

Краеведческое образование — непрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на усвоение основ знаний о природе, истории и культуре родного края, формирование нравственных ценностей, гражданского поведения и ответственного отношения к социокультурной и природной среде региона, людям, населяющим его, продуктам их труда.

Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся, создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Наряду с интеллектуальным развитием школьников «Краеведение» помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края

Цель краеведческого образования

Целью краеведческого образования является формирование национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края.

 

Задачи краеведческого образования

  • формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях своего края в общенациональном, общегосударственном контексте;
  • формирование представлений о различных сторонах современной жизни своего края и его населения, об основных проблемах и перспективах развития региона;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России пробуждение деятельной любви к родному краю;
  • укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве причастности к судьбе малой родины, для охранения традиционных форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;
  • развитие исследовательских и творческих способностей, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения природы, истории и культуры родного края.

18 июня 2020 года состоялся методический вебинар, посвященный обсуждению механизмов реализации регионального компонента «Краеведение», участниками которого стали около 400 учителей Приморского края. Содержание вебинара было посвящено основным подходам к изучению краеведческого содержания в новом учебном году.

Методические рекомендации
Литература в помощь учителю

Структура краеведческого образования может предусматривать разные формы (способы) его реализации: самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий (региональный) компонент в других учебных курсах, краеведческий образовании.

  • Физическая география Приморского края 8 класс. Автор Зонов Ю.Б., Морозова М.Е., Какорина Г.А. Москва, Русское слово – учебник, 2017-137 с.
  • Дударенок С.М., Лыкова Е.А., Батаршев С.В. и др. История Дальнего Востока России. Учебное пособие. – Владивосток: ДВФУ, 2013. – 320 с.
  • Богаченко Т.Г. История Дальнего Востока. – Учебное пособие. – Уссурийск, 2016. – 220 с.
  • Атлас Приморского края (второе издание) / ВГУП «ПриморАГП», Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. – 2008. – 48 с. (готовится новое издание).
  • Какорина Г.А., Меделян Е.В. Экология: региональный компонент.- Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2007.- 164 с.
  • Биология. Приморский край. 5 класс. Региональный компонент / Е.В. Меделян. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 40 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа)
  • Меделян Е.В., Какорина Г.А. Экологические исследования школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края. – Владивосток, 2015.
  • Хрестоматия по дальневосточной литературе для начальной школы / Под ред. Н.А. Озлобихиной. – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2005. – 192 с.

Методические источники

Практическое краеведение

В настоящее время значительно расширился спектр возможного использования разнообразных средств и форм обучения. Современная система образования интенсивно развивается. Но некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревшие принципы образования и воспитания. К данным технологиям можно отнести образовательный туризм. Под образовательным туризмом понимается получение образования, решение каких-либо образовательных задач за пределами своей образовательной среды, которые связаны с выездом в другое место.

На сайте ПК ИРО открыта площадка для формирования единой базы краеведческих экскурсий и объединений. Этот информационный ресурс способствует активизации деятельности краеведческой направленности педагогических коллективов края.

Учитель может выбрать интересующую его тему по представленному видеоролику или презентации и, связавшись с образовательным учреждением, договориться:

 о проведении для его учеников краеведческой экскурсии;

о возможности его учеников участия в запланированном мероприятии краеведческого объединения.

Краеведческие экскурсии

Одной из форм образовательного туризма являются краеведческие экскурсии. Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:

  • с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;
  • экскурсии способствуют формированию познавательных интересов, положительных качеств личности.

В крае практикуется интересный опыт подачи краеведческой информации в экскурсиях по принципу «равный равному». Положительными сторонами такого принципа являются:

  • минимизация барьера в общении между учеником – экскурсоводом (их может быть несколько) и учениками – экскурсантами;
  • появляющаяся возможность задавать «нескромные» вопросы и выяснять тонкие подробности, а значит, глубоко интегрировать знания или навыки в личность ученика, сделать их очень практичными.
  • возможность передавать личный опыт, не формализованный в виде курса обучения, а «от себя»;
  • передача экскурсовода – школьника мотивации ученикам – экскурсантам, а энтузиазм, с которым, такой экскурсовод, делится опытом, делает знания эмоциональными и запоминающимися.

Но создание экскурсий и их проведение всегда находится под руководством учителя, который разработал или, при помощи которого, был разработан материал краеведческой экскурсии.

Оформление начала презентаций в PowerPoint или видеопрезентаций краеведческих экскурсий и объединений предлагаем оформлять в едином стиле:

Краеведческие объединения

Второй формой образовательного туризма являются краеведческие объединения: клубы, кружки, общества. Они, в свою очередь, способствуют:

  • сплочению коллектива;
  • воспитанию моральных качеств у учащихся: взаимовыручки, помощь в трудной ситуации и др;
  • формированию экологической культуры личности, здорового образа жизни;
  • развитию эстетического вкуса;
  • знанию трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении.