Дополнительная общеразвивающая программа «Анималистическая скульптура» знакомит учащихся с основами школы реалистической скульптуры в анималистическом жанре.

Анималистическая скульптура — вид изобразительного искусства, посвящённый изображению животных. Скульптор-анималист в этом жанре уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, при этом реалистично передавая его анатомическое строение. Задача скульптора-анималиста раскрыть художественный образ, передать характер и повадки животного через пластику объемных форм.

Скульптура занимает основополагающее место в системе изобразительных искусств, что обуславливает важность её изучения. Работа над анималистической скульптурой активно развивает пространственное мышление, формирует у обучающихся способность к комплексному восприятию трёхмерного пространства и совершенствует навыки передачи объёма и глубины посредством изобразительных средств. Процесс обучения строится на детальном изучении натуры (натурное наблюдение за животными, сбор информации в виде натурных эскизов, набросков и зарисовок животных, использование анатомических пособий, иллюстраций, просмотр документальных фильмов о животных), последовательном освоении теоретических знаний и практических навыков ведения работы над анималистической скульптурой на каркасе и без с использованием различных материалов (скульптурный пластилин, глина), а также на систематических упражнениях в лепке. Полученные практические умения стимулируют познавательную деятельность и творческий потенциал учащихся, способствуют формированию утончённого художественного вкуса. Для всестороннего освоения курса предусмотрены задания для изучения взаимосвязанных дисциплин, таких как рисунок, анатомический рисунок, азы пластической анатомии и основы скульптурной композиции.

Программа «Анималистическая скульптура» ориентирована на развитие образного мышления и формирование художественного видения в рамках реалистической анималистической скульптуры. Все методы создания анималистической фигуры подчинены главной задаче — созданию выразительного художественного образа. При этом важно учитывать, что, несмотря на обобщённость, облик животного всегда должен быть узнаваемым и соответствовать определённому виду.

Характерной чертой данной программы является её ориентация на достижение учащимися профессионального уровня мастерства.

Цель программы: формирование художественной компетентности посредством изучения анималистической скульптуры и последующего применения приобретенных знаний и умений в практической художественной деятельности.

Программа направлена на воспитание у обучающихся понимания азов пластического языка и принципов решения объёмно-пространственных задач в скульптуре анималистического жанра, изучение анатомии животных, правильности пропорций, определение весовых отношений объёмов и распределения их в пространстве.

Форма организации занятий: групповые занятия, групповые и индивидуальные консультации в рамках занятия.

Учебный процесс делится на следующие дисциплины: вводное занятие, практическое занятие в мастерской, практико-теоретическое занятие, занятие-экскурсия, занятие-лекция, выставочная деятельность, итоговое занятие.

Особенность программы заключается в подходе к обучению, предполагающем одновременное выполнение заданий мастером-скульптором и обучающимися на профессиональном уровне. Этот метод позволяет учащимся перенимать опыт у скульптора-преподавателя, наблюдать за процессом создания скульптуры в режиме реального времени и получать ценные советы и рекомендации.

В процессе выполнения тематических заданий обучающиеся осваивают различные приемы и техники лепки малых форм классической анималистической скульптуры, уделяя особое внимание анатомическим особенностям животных. Самостоятельная работа включает в себя групповые и индивидуальные консультации, на которых отрабатываются технические навыки, необходимые для создания выразительных скульптурных образов животных.

Ожидаемые результаты прохождения программы «Анималистическая скульптура»

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия формы, объема анималистической скульптуры;
  • основные сведения об истории возникновения и развития анималистической скульптуры, а также имена и ключевые работы выдающихся скульпторов-анималистов;
  • как создать эскиз и форэскиз к будущей скульптуре;
  • основные приемы создания каркаса скульптуры;
  • основные принципы пластической анатомии в создании образов животных;
  • специфику работы с различными видами скульптурного пластилина и особенности выбора материала в зависимости от поставленных задач;
  • этапы создания скульптурного образа на каркасе и без. 

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свое рабочее место;
  • последовательно вести работу над формой, добиваясь максимальной реалистичности и выразительности;
  • соблюдать пропорции и соразмерность, передавать пластику, движение животного;
  • внимательно наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать изображаемых животных с натурой, выделяя их характерные образные черты;
  • создавать реалистичный образ животного в скульптуре;
  • самостоятельно решать творческие задачи.

Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Предусмотрены групповые занятия, количественное наполнение группы 10-15 человек. Методы обучения: наглядные, словесные, практические, индивидуальные консультации, групповые консультации, самостоятельная работа.

Организатор программы:

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Приморье».

Сроки проведения образовательной программы: с 13 сентября 2025 года по 13 июня 2026 года.

Расписание занятий:

Суббота – 10:00 – 13:35 

Категория обучающихся

Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся детских художественных школ, детских школ искусств, средних профессиональных образовательных учреждений художественной направленности, средних общеобразовательных учреждений Приморского края в возрасте от 12 – 18 лет.

Критерии отбора:

Отбор участников проходит на конкурсной основе. Для этого необходимо предоставить портфолио, которое должно включать в себя:

  1. Портфолио творческих работ 5-10 фотографий. Вы можете приложить фотографии скульптурных работ, предпочтительно выполненных в анималистическом жанре, в любом материале. Фотографии скульптурных работ должны быть выполнены с двух ракурсов; не допускается применение монтажа или эффектов. Дополнительно к скульптурам, при желании, можно прикрепить фото рисунков, эскизов, набросков, выполненных в жанре анималистика. Также дополнительно Вы можете прикрепить к заявке фотографии Ваших лучших учебных, творческих работ по скульптуре, рисунку, живописи или композиции. В пояснении к каждой работе обязательно указание названия, года создания, техники исполнения и размера – информация может быть указана в названии файлов или в отдельном файле, загружаемом в этот же раздел заявки. Творческие работы должны быть выполнены претендентом на участие в образовательной программе ЛИЧНО. Авторство каждой работы подтверждается одним из вариантов: наличие непосредственно на работе подписи с фамилией автора, различимой на прикрепленной фотографии (при добавлении к заявке нескольких фотографий одной и той же работы допускается наличие подписи на одной из фотографий), не допускается наложение подписи автора в любом графическом редакторе, не допускается использование презентации в качестве подтверждения авторства работ; наличие на фотографии рядом с работой таблички с указанием названия и автора; присутствие автора на фотографии с работой.
  2. Творческую биографию (в свободной форме), включающую информацию о профессиональных достижениях претендента за последние 2 года с приложением подтверждающих документов (при наличии);
  3. Сведения о прохождении обучения в образовательном учреждении художественной направленности с указанием преподавателя (в свободной форме) при наличии ИЛИ рекомендацию от педагога-наставника в случае прохождения индивидуального обучения или обучения на дому (в свободной форме, с обязательным наличием ФИО, регалий и контактов педагога, даты и подписи, а также информации о навыках и достижениях обучающегося) при наличии.

Порядок подачи онлайн-заявки: для рассмотрения онлайн-заявки необходимо прикрепить к ней файлы портфолио.

Технические требования к материалам заявки

  1. Фотографии работ должны быть в формате JPEG. Отсканированные документы о достижениях должны быть в формате JPEG или PDF. Допустимый размер изображения – не менее 600 пикселей по меньшей стороне. Размер файла – не более 6 Мбайт. К изображениям не допускается применение монтажа или эффектов.
  2. К рассмотрению на конкурсный отбор НЕ принимаются: творческие работы, выполненные более 2 лет назад; коллективные работы; работы, созданные в Образовательном центре «Сириус» во время обучения по программам направления «Изобразительное искусство».
  3. В случае обнаружения плагиата (использование чужих произведений под своей фамилией, использования интернет-ресурсов и т.д.) заявка будет аннулирована.

Общее количество участников программы – не более 15  человек.

Принять участие в отборе могут только зарегистрированные участники.

Сроки регистрации для участия в конкурсном отборе: с 28.08.2025 до 08.09.2025 года

Сроки публикации списка участников программы: до 11.09.2025 г.

Обучение прошедших отбор осуществляется за счет Регионального центра выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Приморье».

Педагог дополнительного образования:

Галузо Олеся Ивановна, художник широкого профиля, скульптор, выпускница «Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» г.Москва, педагог дополнительного образования Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Приморье»

Контактная информация

Проректор ГАУДПО ПКИРО по развитию инновационной деятельности: Ланская Наталия Витальевна

E-mail: rcod@pkiro.ru

Тел.: 8(423) 241-43-77 доб.7001

Адрес: 690003, г. Владивосток, ул. Спиридонова, д.9