Инновации, объединяющие поколения

Региональная модель инновационной среды полного цикла «производства» педагогического ресурса в системе: школьник - психолого-педагогического класса, студент, молодой педагог, проактивный педагог, «серебряный наставник» – хранитель педагогических традиций.

Качество современного образования определяется качеством подготовки педагогических кадров. Сегодня процесс профессионального самоопределения, становления и развития профессионально значимых качеств и компетенций представляет собой сложный, многоэтапный и неоднородный процесс, охватывающий всю карьеру педагога. Проект направлен на создание условий для последовательного профессионального роста и самореализации педагогов разного возраста, обеспечивая их эффективную адаптацию к изменениям образовательных стандартов и технологий.

Региональная модель становится уникальной формой организации профессионального пространства, стимулирующей развитие инновационного потенциала педагогов на каждом этапе карьерного пути.

Главная задача педагогической инноватики: повышение эффективности образовательных систем, за счет привлечения новых знаний, методов, решений. Инновационная среда профессионального педагогического развития обеспечивает систематическое осмысление потребности в изменениях, поиск и внедрение образовательных практик, направленных на улучшение качества образовательных процессов и результатов.

В рамах Проекта создается региональная инновационная инфраструктура, направленная на обеспечение полного цикла «производства» педагогического ресурса в Приморском крае: школьник (психолого- педагогического класса), студент педагогической направленности (целевое обучение), молодой педагог, проактивный педагог (лидер образования), педагог – серебряный наставник – хранитель педагогических традиций.

При разработке проекта использованы средовый, акмеологический, гуманитарно-антропологический подходы, отражающие специфику развития человека в профессиональном пространстве.

Реализация проекта планируется в рамках Программы развития ГАУ ДПО ПК ИРО до 2030 года (Подпрограмма 2.2. «Развитие научно-методического сопровождения педагогических кадров»).

Объединяя экспертов, педагогов и управленцев, мы создаём живое разновозрастное профессиональное сообщество, где знания превращаются в практические действия, а действия – в лучшие образовательные практики; где институты последипломного педагогического образования становятся катализаторами изменений, вдохновляющими педагогов на разработку, внедрение и масштабирование новых решений, повышая качество образования в регионе.

Трансформация Института в инновационный хаб непрерывного развития профессиональных компетенций работников образования Приморского края, обеспечивающий качественно новое образование, создающий конкурентный уровень общего образования, сопоставимый с лучшими российскими регионами по качеству образовательных результатов и гарантирующий подготовку кадров для высших приоритетов развития региона.

Разработать и внедрить к 2030 году региональную модель инновационной среды полного цикла «производства» педагогического ресурса Приморского края в системе: школьники психолого-педагогических классов, студенты, молодые педагоги, проактивные педагоги (лидеры образования), «серебряные наставники» – хранители педагогических традиций.

  1. Разработать и внедрить механизмы мотивации педагогически одарённой молодёжи, направленные на выбор педагогического профиля и закрепления выпускников школ в системе образования Приморья.
  2. Создать систему взаимодействия с лидерами образования, профильными профессиональными организациями, инновационными площадками по практико-ориентированной подготовке студентов (включая студентов непедагогических специальностей) к профессиональной педагогической деятельности.
  3. Внедрить новые форматы поддержки молодых педагогов, включающие систему наставничества и нематериальные стимулы для эффективного старта профессиональной карьеры.
  4. Обеспечить информационно–методическое сопровождение педагогов для повышения качества образовательного процесса, развития профессиональных компетенций и внедрения инновационных подходов и практик в образовательную деятельность.
  5. Укрепить связи между поколениями путём вовлечения опытных педагогов пенсионного возраста («серебряных наставников») в качестве менторов и консультантов молодых коллег, организаторов музейных педагогических пространств.

 

  • Педагогически талантливая молодёжь
  • Студенты
  • Молодые педагоги
  • Проактивные педагоги (лидеры образования)
  • “Серебряные наставники”

 

  1. В области управления:
  • единая нормативно-правовое и организационное сопровождение;
  • кросс-функциональные проектные команды;
  • сетевые профессиональные сообщества, наставничество;
  • межведомственное партнерство.
  1. В области содержания:
  • практико-ориентированные проекты;
  • креативные образовательные пространства и события;
  • практики и решения лидеров образования
  1. В сфере цифровой трансформации инновационных процессов:
  2. цифровые симуляторы и виртуальные тренажёры для диагностики и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций и построения ИОМ;
  3. цифровые образовательные ресурсы, сетевые образовательные программы и сообщества;
  4. единая платформа обмена лучшими практиками, навигаторы и интерактивные карты.


Проектом предлагаются решения в рамках 5ти региональных инициатив:

  1. Региональная инициатива «Педагогика — профессия мечты»

Целевая группа: педагогически талантливая молодёжь

Разработка и внедрение механизмов мотивации педагогически одарённой молодёжи, направленные на выбор педагогического профиля и дальнейшее закрепление выпускников школ в системе образования Приморья.

Ключевые инновации: конкурсы профессиональных проб; тренажеры симуляции реальных образовательных ситуаций; просветительские и образовательные интенсивыи и подкасты с участием лидеров образования.

  1. Региональная инициатива «Лаборатория профессионального совершенствования»

Целевая группа: Студенты

Создание системы взаимодействия с лидерами образования, профильными профессиональными организациями (сеть инновационных площадок) по практико-ориентированной подготовке студентов (включая студентов непедагогических специальностей) к профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые инновации: трехуровневая модель наставничества «студент → педагог → лидер образования»; региональная акция «Меняй будущее, создавай его сам»; тренажер «Успех каждого ребенка»; программа переподготовки для студентов непедагогических специальностей, желающих стать учителями.

  1. Региональная инициатива «Молодые кадры — будущее образования»

Целевая группа: Молодые педагоги

Внедрение новых форматов поддержки молодых педагогов, включающие систему наставничества и нематериальные стимулы для эффективного старта профессиональной карьеры.

Ключевые инновации: «Школа молодых педагогов и наставников»; «Аспирантская студия» для выращивания молодых научных кадров и масштабирования перспективных педагогических технологий и лучших образовательных практик: «Равный – равному» и «Наставнические пирамиды»; живой «НЕоучебник Педагогики», который будут создавать молодые педагоги (сборник интересных кейсов, как себя вести в трудных профессиональных ситуациях); интерактивный чат-бот «Виртуальный наставник»: «Что делать, если…»; навигаторы и интерактивные карты лучших образовательных практик.

  1. Региональная инициатива «Образовательная траектория успеха»

Целевая группа: Проактивные педагоги.

Обеспечение методического сопровождения педагогов для повышения качества образовательного процесса, развития профессиональных компетенций и внедрения инновационных подходов в образовательную деятельность.

Ключевые инновации: трансформация логики повышения квалификации; обучение начинается с запроса работодателя и заканчивается готовым педагогическим продуктом (уроком, сценарием, проектом), который педагог апробирует в своей школе и защищает перед педагогическим коллективом своей школы; внедрение персонализированных образовательных маршрутов на основе диагностики дефицитов; сетевые сообщества методистов и заместителей директоров для межкурсового сопровождения; институт кураторов флагманских ВУЗов и предприятий (Дубна, МФТИ, Море Краба и др.); тренерские команды регионального и муниципального уровня для работы с высоко мотивированными детьми; ротация кадров через программы переподготовки.

  1. Региональная инициатива «Серебряная педагогика: мост поколений»

Целевая группа: “Серебряные наставники”

Укрепление связи между поколениями путём вовлечения опытных педагогов пенсионного возраста («серебряных наставников»), обладающих значительным профессиональным багажом, в качестве менторов и консультантов молодых коллег.

Ключевые инновации: создание музея «Педагоги-легенды Приморского края и педагогические династии»; разработка экскурсионных маршрутов и экспозиций педагогической направленности с участием школьников психолого-педагогических классов.

© Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Приморский краевой институт развития образования». 2019 - 2025