На основе проведенного анализа нормативной базы, текущего состояния школьных библиотек Приморья, успешного мирового и отечественного опыта команда ДВФУ сформировала поэтапный план перехода из школьной библиотеки в школьный информационный библиотечный центр. Он носит универсальный характер, каждая школа вносит свои дополнения в соответствии со спецификой, ресурсами и амбициями. Наиболее подробно представлены задачи первых этапов. Содержательная часть остальных этапов будет дополняться с учетом уникальных условий каждой школы.
1 этап. Создание творческой группы из числа педагогов и заведующего библиотекой и администрации школы
Действия
- Изучение нормативной базы ИБЦ
- Анализ эффективности и обобщение опыта работы школы по заявленной теме
- Разработка плана мероприятий по созданию ИБЦ
- Организовать регулярное обучение библиотечных работников (включая самообразование)
- План модернизации технической базы библиотеки
- Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году
- Расчет финансовых затрат на материально-техническое и методическое оборудование (наполнение) ИБЦ
Ожидаемые результаты
Формирование школьного четкого, поэтапного проекта по модернизации ШБ, создание рабочей группы и назначение ответственных лиц.
2 этап. Реорганизация доступа к информационным ресурсам и развитие ресурсной базы ИБЦ
Действия
- Приобретение программного обеспечения
- Развитие электронного каталога, интегрирующего имеющиеся библиотечные и информационные медиа ресурсы, которыми располагают все кабинеты школы
- Предоставление информационных и Интернет-услуг пользователям с учётом новых технических возможностей библиотеки
- Организация и проведение учебных и воспитательных мероприятий на базе ШБ с использованием мультимедиа ресурсов и информационных компьютерных технологий
Ожидаемые результаты
Улучшение качества фонда приведет к популяризации школьной библиотеки, увеличит заинтересованность и посещаемость школьников и учителей. Развитие медиа ресурсов позволит не ограничиваться школьной программой, но и выходить за ее рамки. Проведение учебных и воспитательных мероприятий на базе ШБ от вузов повысит лояльность школьников из Приморья к вузам Приморского края.
3 этап. Создание комфортной среды для пользователей ИБЦ
Действия
Создать пространственно-обособленные зоны различных типов:
- Зона получения информации (абонемент)
- Зона для самостоятельной работы и коллективной работы
- Игровая зона
Ожидаемые результаты
Библиотека станет не только информационным центром, но и культурным досуговым центром, каждый пользователь найдет здесь нужное ему место в нужное ему время.
4 этап. Совершенствование технического обеспечения, приобретение комплекса технических средств и программ
Действия
- Внедрение современной информационной образовательной среды
- Консультирование пользователей ШБ по использованию информационных ресурсов
Ожидаемые результаты
Возможность самостоятельной работы учащихся и учителей по поиску и отбору информации с помощью компьютеров и интернет ресурсов. Групповая и индивидуальная работа пользователей в рамках совместных проектов и исследований.
5 этап. Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения
Действия
- Создание банка педагогических инноваций и постоянное его пополнение, активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, интернет-конференций
- Участие в федеральных программах и проектах развития ШБ
Ожидаемые результаты
Повышение квалификации педагогов, за счет возможностей ШБ, их участие в различных научных и творческих конкурсах.
6 этап. Анализ достигнутых результатов
Действия
Анализ проведенных мероприятий, степени активности учащихся и преподавателей. Определение степени достижения целей, задач.
Ожидаемые результаты
Определение перспектив дальнейшего развития ШБ.