Оглавление
Онлайн-школа «Наставник молодого педагога»
Наставничество является одним из приоритетов федеральной и региональной образовательной и кадровой политики
В марте 2020 года Приморским краевым институтом развития образования была организована Региональная школа «Наставник молодого педагога» для организационного, методического сопровождения Регионального проекта «Учитель будущего». Педагогическому сообществу края в рамках деятельности практико-ориентированной школы предстоит решить несколько ключевых задач, в частности, создать систему наставничества как инструмент повышения качества образования. Государство в ключевых программных документах (Нацпроект «Образование», ряд Федеральных проектов, национальная система профессионального роста педагогических работников) определяет наставничество как механизм создания эффективных социальных лифтов, как катализатор для «технологического рывка» российской экономики.
В Региональном проекте «Учитель будущего» в качестве стратегической цели определена разработка и внедрение системы наставничества как одного из действенных механизмов для комфортного вхождения в профессию молодых педагогов, а одним из основных показателей эффективной реализации проекта является вовлечение не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения, в том числе и наставничества, в первые 3 года работы в Приморском крае.
Срок завершения проекта – по 2024 год включительно.
Есть запас времени, но и сделать предстоит многое. Перед участниками проекта стоит ряд задач. Во-первых, необходимо собрать информацию о реализуемых практиках наставничества в образовательных организациях муниципалитетов, провести профессиональную экспертизу, чтобы диагностировать проблемы и дефициты в этой области и определить оптимальные модель и траекторию создания системы. Другой важной задачей является обучение педагогического и управленческого сообщества образовательных организаций инновационным практикам наставничества. Это крайне необходимо в современных условиях существования системы образования, где становится очевидным следующее противоречие. Это можно проиллюстрировать данными, полученными в результате анкетного опроса молодых и опытных педагогов, который был проведен в 6 регионах Российской Федерации (490 человек) в мае–июне 2016 г.
Было установлено следующее: более половины начинающих учителей, признавая возможность более опытных коллег научить их многому, в то же время отмечают, что последние «… часто не в курсе современных тенденций в педагогике», а индивидуальная помощь со стороны наставника не рассматривается ими в качестве предпочтительной формы профессионального развития». Несомненно опытным наставникам нужно уметь ответить на вызовы времени, осваивать различные продуктивные формы сопровождения, в том числе и коучинг, менторинг, в также реверсивное наставничество, потому что есть сферы деятельности, где молодые педагоги могут быть полезны своим наставникам. Сделать процесс адаптации для молодого педагога наименее болезненным, а процесс становления наиболее интересным по силам опытному профессионалу-наставнику. Поэтому в арсенале сопровождения появятся такие активные и захватывающие методические события, как образовательные квесты, образовательный геокешинг, образовательный энкаунтер.
Результатом деятельности Школы наставника станет обобщение педагогических практик наставничества и создание банка опыта применения различных форм поддержки и сопровождения молодых педагогов, который позволит мультиплицировать передовой эффективный опыт профессионалов Приморского образования.
Мы станем участниками интенсив-сессий онлайн-школы, слушателями программ повышения квалификации, Мастерами, презентующими свой опыт наставничества в краевых педагогических событиях.
Школа наставника молодого педагога: опыт лучших практик Приморского края
14 октября 2020 года в Приморском краевом институте развития образования в рамках ДПП ПК «Школа наставника молодого педагога: опыт лучших практик Приморского края» прошел краевой Фестиваль практик наставничества, в котором приняли участие слушатели программы повышения квалификации из 14 муниципалитетов Приморья.
Первым тактом Фестиваля прошел методический калейдоскоп, в котором педагоги-наставники представляли свой опыт организации и сопровождения процесса наставничества.
Во втором такте коллегами проведен ряд мастер-классов по актуальным темам «Как рождается мотивация…», «Коучинг: возможности без границ», «Чему не учат на педфаке…», «Цифровой наставник» и др.
Обучение по данной программе прошли 102 человека.
Выступления
Практики наставничества в образовательных организациях: из опыта работы
- Опыт наставничества в ДОУ // Евстратева Евгения Александровна, Кочнева Татьяна Михайловна, Потехина Светлана Николаевна, Мельникова Светлана Васильевна, педагоги МБДОУ ЦРР № 5 г. Спасск-Дальний
- Первый раз в первый класс (опыт наставничества) // Журавлёва Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, г. Лесозаводск
- Особенности работы наставника над профессиональным развитием молодого специалиста // Саленко Анна Сергеевна, учитель начальных классов «Струговская ООШ» Октябрьский МР
- Из опыта работы наставника // Сергиенко Оксана Владимировна, учитель начальных классов МБОУСОШ «Гимназия №1 имени В. А. Сайбеля» г. Артем
- Профессиональное и личностное самоопределение молодого педагога как приоритет наставника // Вебер Марина Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ №25 г. Уссурийск
- Наставничество – наиболее эффективный метод адаптации молодых специалистов // Бойко Ирина Ивановна, учитель английского языка «Галенковская СОШ» Октябрьский МР
- Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу // Байденко Елена Иосифовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 г. Артем
Ассоциация наставников молодых педагогов
В Приморском крае создается Региональная система наставничества, основными задачами которой в соответствии с Дорожной картой регионального проекта «Учитель будущего» являются следующие:
- создать банк эффективных практик наставничества для дальнейшего тиражирования в системе образования Приморского края и за его пределами;
- повысить квалификацию педагогов-наставников посредством освоения ими ДПП ПК;
- вовлечь не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения, в том числе и наставничества, в первые 3 года работы в Приморском крае.
Задачей деятельности экспертного сообщества является общественная экспертиза представленного опыта наставничества с целью выявления эффективных практик и моделей наставничества в различных формах, готовых к мультиплицированию и тиражированию в педагогическом сообществе Приморского края и других регионов РФ.
Разработана ДПП ПК «Наставник молодого педагога в образовательной организации», которая позволит выполнить еще одну задачу Регионального проекта – организовать основные формы непрерывного профессионального мастерства, такие как стажировка и горизонтальное обучение.
В недалекой перспективе – решение следующей задачи: создание стажировочных площадок по наставничеству на базе образовательных организаций Приморского края, готовых диссеминировать свой эффективный опыт.