2 ноября 2022 года впервые в г. Спасск-Дальний состоялась педагогическая деловая игра для школьных команд по теме: «Внедрение медиативного подхода в работу классного руководителя». Служба медиации – это структура, позволяющая предотвращать и разрешать конфликты между участниками образовательного процесса.
Цель деловой игры – выявление лучших практик решения конфликтных ситуаций в школе, а также создание «платформы» для городского медиативного центра.
Организаторами деловой игры являлись сотрудники методического центра воспитания г. Спасск-Дальний – старший методист Косолапова Т.Л. и методист Лескова И.И. Ответственными за медиа-сопровождение деловой игры стали представители молодежного пресс-центра «Школьная вселенная» Дарья Макогон и Данил Беспалов.
Перед игрой для поддержки классных руководителей прошел флешмоб роликов «Наш классный – самый классный!». Ученики постарались показать профессионализм, увлечения и личные качества своих педагогов. Фотографии, видео-интервью, сюжеты из дружной жизни класса – результат совместной работы школьных команд и показатель отношения школьников к учителям.
После флешмоба к участникам обратилась Бондаренко Елена Геннадьевна, начальник управления образованием г. Спасск-Дальний. Она отметила, что деловая игра – закономерное и последовательное событие в области развития школьной медиации: «Мы живем в непростое время, и нам необходимо объединять усилия в сфере воспитания». Елена Геннадьевна определила ключевую роль классного руководителя в жизни школьного коллектива, его ответственность за воспитание и социализацию подростков: «Школьные команды медиации» нужно учить и развивать, и для этого в городе создаются все условия», подчеркнула Елена Геннадьевна и пожелала всем результативной работы.
На деловой игре не было случайных людей: в состав команд вошли классные руководители, которые в 2021 году прошли курсовую подготовку по медиативным практикам, школьники – «Медиаторы-ровесники» (волонтеры) и родители – активные участники школьной жизни. В игре приняли участие 9 школьных команд, которые решали разные кейсы – сложные ситуации из школьной жизни.
Важно отметить состав экспертов – это психологи, представители служб и организаций по работе с молодежью и настоящие профессионалы в сфере воспитания: главный эксперт сектора воспитания центра по учебно-методической работе ПК ИРО Свириденко Елена Ивановна; председатель совета ветеранов МО МВД России «Спасский» Иванова Татьяна Петровна; специалист отделения по работе с личным составом МО МВД России «Спасский» Телегина Дарья Александровна; подполковник внутренней службы в отставке, ветеран уголовно-исполнительной системы, педагог-психолог Базева Людмила Петровна, помощник настоятеля храма Вознесения Господня по работе с молодёжью Федун Елена Гавриловна.
Задача перед жюри была непростая – оценить решение конфликтной ситуации с точки зрения права, нравственности и психологии.
Эксперты прокомментировали результаты работы каждой команды и дали практические советы. Главный эксперт деловой игры Свириденко Елена Ивановна подвела итоги деловой игры и отметила: «Все выходы из ситуаций, которые вы представили, направлены на прекращение эскалации конфликтов, и это здорово! В настоящее время идет процесс становления работы школьных команд примирения, вопросов очень много, и мы должны развиваться в этой области. Мы живем в условиях конфликта – мирового, общественного, личностного, причем не каждый конфликт поддается решению, важно это понимать… Помните принципы медиации: медиаторы не вносят предложения! Они создают среду для сотрудничества конфликтующих сторон, помогают найти «точку опоры» для решения спорной ситуации. Важно знать инструменты, техники примирения и уметь ими пользоваться. Если в вашем городе появится позитивная практика по решению конфликтных ситуаций – это будет центр, где шанс конструктивного диалога позволит повысить конфликтологическую компетентность всех участников образовательных отношений».
Также Елена Ивановна дала напутствие школьникам-волонтерам: «Наша жизнь неотделима от конфликтов, это наше естественное состояние. Важно – уметь находить способы выхода из таких ситуаций, выстроить «баланс» внутренних сил так, чтобы остановить конфликт».
Полученные в ходе деловой игры знания и умения пригодятся в дальнейшей работе школьных команд примирения.