Этапы модернизации школьных библиотек

На основе проведенного анализа нормативной базы, текущего состояния школьных библиотек Приморья, успешного мирового и отечественного опыта  команда ДВФУ сформировала поэтапный план перехода из школьной библиотеки в школьный информационный библиотечный центр. Он носит универсальный характер, каждая школа вносит свои дополнения в соответствии со спецификой, ресурсами и амбициями. Наиболее подробно представлены задачи первых этапов. Содержательная часть остальных этапов будет дополняться с учетом уникальных условий каждой школы.

1 этап. Создание творческой группы из числа педагогов и заведующего библиотекой и администрации школы

Действия

  1. Изучение нормативной базы ИБЦ
  2. Анализ эффективности и обобщение опыта работы школы по заявленной теме
  3. Разработка плана мероприятий по созданию ИБЦ
  4. Организовать регулярное обучение библиотечных работников (включая самообразование)
  5. План модернизации технической базы библиотеки
  6. Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году
  7. Расчет финансовых затрат на материально-техническое и методическое оборудование (наполнение) ИБЦ

Ожидаемые результаты

Формирование школьного четкого, поэтапного проекта по модернизации ШБ, создание рабочей группы и назначение ответственных лиц.

2 этап. Реорганизация доступа к информационным ресурсам и развитие ресурсной базы ИБЦ

Действия

  1. Приобретение программного обеспечения
  2. Развитие электронного каталога, интегрирующего имеющиеся библиотечные и информационные медиа ресурсы, которыми располагают все кабинеты школы
  3. Предоставление информационных и Интернет-услуг пользователям с учётом новых технических возможностей библиотеки
  4. Организация и проведение учебных и воспитательных мероприятий на базе ШБ с использованием мультимедиа ресурсов и информационных компьютерных технологий

Ожидаемые результаты

Улучшение качества фонда приведет к популяризации школьной библиотеки, увеличит заинтересованность и посещаемость школьников и учителей. Развитие медиа ресурсов позволит не ограничиваться школьной программой, но и выходить за ее рамки. Проведение учебных и воспитательных мероприятий на базе ШБ от вузов повысит лояльность школьников из Приморья к вузам Приморского края.

3 этап. Создание комфортной среды для пользователей ИБЦ

Действия

Создать пространственно-обособленные зоны различных типов:

  • Зона получения информации (абонемент)
  • Зона для самостоятельной работы и коллективной работы
  • Игровая зона

Ожидаемые результаты

Библиотека станет не только информационным центром, но и культурным досуговым центром, каждый пользователь найдет здесь нужное ему место в нужное ему время.

4 этап. Совершенствование технического обеспечения, приобретение комплекса технических средств и программ

Действия

  1. Внедрение современной информационной образовательной среды
  2. Консультирование пользователей ШБ по использованию информационных ресурсов

Ожидаемые результаты

Возможность самостоятельной работы учащихся и учителей по поиску и отбору информации с помощью компьютеров и интернет ресурсов. Групповая и индивидуальная работа пользователей в рамках совместных проектов и исследований.

5 этап. Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения

Действия

  1. Создание банка педагогических инноваций и постоянное его пополнение, активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, интернет-конференций
  2. Участие в федеральных программах и проектах развития ШБ

Ожидаемые результаты

Повышение квалификации педагогов, за счет возможностей ШБ, их участие в различных научных и творческих конкурсах.

6 этап. Анализ достигнутых результатов

Действия

Анализ проведенных мероприятий, степени активности учащихся и преподавателей. Определение степени достижения целей, задач.

Ожидаемые результаты

Определение перспектив дальнейшего развития ШБ.