В конце сентября в ПК ИРО стартовала программа повышения квалификации «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по изучению обитателей Японского моря».
В режиме очного обучения педагоги, помимо методологических вопросов, рассмотрели важные темы регионального характера:
- «Водоемы Приморского края и их обитатели как объект учебных исследований и проектов школьников»;
- «Виды и задачи мониторинга водных объектов»;
- «Гидрохимические и гидробиологические методы оценки экологического состояния водоемов региона»;
- «Паспорт водного объекта»;
- и другие.
Специалисты Приморского океанариума – филиала ННЦМБ ДВО РАН провели практические занятия для педагогов:
- «Методика подготовки гербария водорослей Японского моря» (Черных Татьяна Владимировна, к.п.н., главный специалист отдела просвещения);
- «Методика определения двустворчатых и брюхоногих моллюсков Японского моря» (Кауфман Инна Николаевна, главный специалист отдела просвещения);
- «Разнообразие планктона и планктонных личинок морских беспозвоночных» (Глизнуца Любовь Александровна, к.б.н., ведущий специалист отдела просвещения).
Исакова Светлана Николаевна, руководитель естественно-научного направления методического отдела компании ГлобалЛаб, г. Москва, познакомила участников курсов с краудсорсинговыми проектами и исследованиями школьников эколого-биологической направленности с использованием ресурсов платформы ГлобалЛаб.
Занятия в компьютерном классе ПК ИРО помогли педагогам непосредственно ознакомиться с различными направлениями групповых и индивидуальных проектов ГлобалЛаб для школьников, освоить приемы работы с протоколами учебных исследований и проектов платформы, систематизировать представления о постановке цели, задач, гипотезы, формулировании выводов.
Вшивкова Татьяна Сергеевна, Ph.D., старший научный сотрудник Лаборатории пресноводной гидробиологии ГБУН «ФНЦ Биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии», президент НОКЦ «Живая вода» провела учебное занятие по теме «Биоиндикаторы пресных водоемов», в рамках которого педагоги освоили навыки экологической оценки водоемов, а также познакомились с международным и отечественным опытом общественного экологического мониторинга.
В рамках курсов состоялась презентация методических пособий сотрудников ПК ИРО и Приморского океанариума, содержание которых направлено на совершенствование предметных и методических компетенций в области частных методов изучения природных сообществ силами школьников:
- «Введение в биомониторинг пресных вод» (авт. Вшивкова Т.С. и др.);
- «Первоцветы», «Птицы рядом с нами», «Наземные позвоночные животные» (авт. Белоусова Н.М., Иржевская М.Г.);
- «Гидробиологические исследования на ООПТ Приморского края» (авт. Меделян Е.В.; соавторы: Черных Т.В., Кауфман И.Н., Пономарева А.А.; сотрудники Приморского океанариума).
Педагоги познакомились с опытом участия команды школьников в Международном проекте «Изучение морских живых организмов Японского моря» (Дружинина Татьяна Юрьевна, педагог доп. Образования ДДЮТЭ Находкинского ГО).
Каждый участник курсов получил раздаточные и презентационные учебно-методические материалы («Методы биоиндикации»; «Проведение гидрохимических исследований качества природной воды»; «Определение нефтепродуктов и поверхностно-активных веществ в воде»; «Сапробность вод пресных водоёмов»; «Типы литорали Японского моря» и др.).
Освоенные методики помогут педагогам организовать участие школьников в Международном проекте «Изучение морских живых организмов Японского моря», реализуемого Центром экологического сотрудничества Японии для стран Северо-Восточной Азии при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, а также в различных федеральных и региональных мероприятиях по гидробиологической тематике.
В дистанционном режиме педагогам предстоит освоить еще целый ряд важных методологических вопросов, а также тем, связанных с биологическим разнообразием, методами оценки экологического состояния водоемов региона.
Содержание программы повышения квалификации направлено на наполнение рабочих программ естественно-научного профиля, программ внеурочной деятельности региональной составляющей и различными подходами к организации учебных исследований и проектов в образовательной организации.