12 апреля на базе МБОУ СОШ с. Кремово Михайловского района состоялся краевой семинар «Приемы формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности». На семинаре присутствовали 36 педагогов из 5 муниципальных образований Приморского края.
Важно отметить, что на базе школы с. Кремово был представлен опыт по формированию функциональной грамотности всего Михайловского района. Свой опыт представили не только учителя из с. Кремово, но и из школ п. Новошахтинский, с. Осиновка, с. Михайловка, с. Первомайское.
Традиционно, как и все подобные мероприятия, семинар начался с приветствия и демонстрации опыта всего муниципалитета по вопросам формирования функциональной грамотности. Об этом участникам семинара рассказала начальник управления по вопросам образования А.Ф. Чепала. Директор школы с. Кремово Е.А. Строгонова представила систему работы по формированию функциональной грамотности у обучающихся.
Затем все гости семинара разошлись по открытым мероприятиям. Было продемонстрировано три урока, три занятия по внеурочной деятельности, три мастер-класса.
Иващенко В. Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 п. Новошахтинский, продемонстрировала приёмы формирования финансовой, математической, естественно-научной и читательский грамотности на уроке окружающего мира в 3 классе (мини-исследование, деловая игра, корзина идей, кластер). Учителя начальных классов МБОУ СОШ с. Кремово Ященко А.П. и Скочиляс Ю. М. показали на примере несплошного текста “Билет в космос”) формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира “Страна, открывшая путь в космос” в 4 классе. Кутас Е. В., учитель английского языка МБОУ СОШ с. Осиновка провела урок в 8 классе по теме «Спорт» с применением задания из электронного банка заданий.
Учителя МБОУ СОШ № 1 п. Новошахтинский Клещ С. С. и Шульга Л.П. провели внеурочное мероприятие в 6 класс «Он был первым» по формированию читательской, математической, креативной грамотности с применением приёмов КВИЗ “Генеалогическое древо семьи” (моделирование, определение реального размера предмета по модели). На внеурочном занятии в 8 классе «Развитие навыков функционального чтения на основе графического представления информации – инфографики в урочной и внеурочной деятельности», которое провела Марьенкова О.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка, ребята учились приемам инфографики — графического представления информации. На внеурочном мероприятии, проведенном учителями МБОУ СОШ с. Кремово Рыжовой М.Е., Буяновой Е. Е. и Исаковой С.Д. ребята представили проект «Установка теплицы на пришкольном участке МБОУ СОШ с. Кремово».
На мастер-классе Сиротенко О. С., учителя начальных классов МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка «Мнемотехника как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе» участники семинара в практической деятельности применили приёмы графической, фонетической ассоциации, «слова-помощники», «слова в слове».
Приёмы работы с текстом как основного способа формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках географии с использованием регионального компонента были отработаны участниками семинара на мастер-классе учителей географии МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка Дейнега Н.Е. и Ротозей Н. Н.
Коневец Л. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Первомайское на мастер-классе «Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» организовала работу педагогов на примере текстов, взятых из открытого банка заданий для оценки читательской грамотности.
В завершении семинара были подведены его содержательные и организационные итоги. Все гости и присутствующие отметили высокий уровень профессионализма коллег, представивших свой опыт. Особенно отметили учителей, которые проводили открытые мероприятия с незнакомыми им детьми.
Важно отметить, что во время семинара состоялся выездной мониторинг 6-ти школ Михайловского района по оценке работы, проводимой образовательными организациями по формированию функциональной грамотности. Мониторинг проводился в соответствии с чек-листом, разработанным ИСРО РАО. Результаты мониторинга выявили как положительные практики, так и имеющиеся на местах недочеты. По результатам каждой образовательной организации были даны развернутые методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности у обучающихся и выстраиванию данной работы на должном методическом уровне.