17 мая 2024 года в рамках образовательного регионального семинара «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности обучающихся» на базе МБОУ «СОШ № 83 г. Владивостока» собрались муниципальные и школьные координаторы из 28 муниципалитетов Приморского края.
Семинар открыла Казак Екатерина Геннадьевна, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО ПК ИРО, она поприветствовала всех участников семинара, подвела итоги реализации регионального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Приморского края на 2023-2024 учебный год. Екатерина Геннадьевна обозначила основные направления работы муниципалитетов и образовательных организаций по формированию функциональной грамотности на следующий учебный год.
Участникам семинара педагоги представили уроки, на которых показали методы и приёмы формирования функциональной грамотности:
· урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание с переходом через десяток. Резервный урок» с элементами формирования математической грамотности (Камалова З. Т., Бондарчук А. С. – учителя начальных классов);
· урок технологии в 3 классе «Конструирование сложных форм из бумаги. Изготовление объемной открытки» (Худокормова Е. А., учитель технологии). На данном уроке велась работа по формированию креативного мышления у обучающихся;
· урок математики в 7 классе «Формулы. Тормозной путь автомобиля» по развитию креативного мышления (Дарноник И. А., учитель математики);
· урок английского языка в 10 классе с элементами читательской грамотности «Изобретения» (Орлова И. А., учитель английского языка);
· урок английского языка в 4 классе с элементами формирования глобальных компетенций «Где же мистер Бик?» (Холодкова М. В., учитель английского языка).
Во второй сессии семинара педагоги провели следующие мастер-классы для участников семинара:
· «Формирование естественно-научной грамотности через использование приемов ТРИЗ – технологии» (Чурилова О. В., Бакушина С. В. – учителя биологии);
· «Креативное мышление в работе современного учителя на примере среды программирования Scratch» (Иванова Е. С., учитель информатики);
· «Актуальные приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» (Панова А. А., учитель русского языка и литературы);
· «Формирование глобальных компетенций на уроках в начальных классах» (Мягкова О. С., учитель начальных классов);
· «Развитие креативных способностей учащихся при подготовке к ЕГЭ» (Тимофеева И. Ю, учитель русского языка и литературы).
В ходе рефлексии Екатерина Геннадьевна подвела итоги мероприятия I и II сессий, акцентировала внимание на том, что формирование функциональной грамотности должно осуществляться на уроках в рамках курса по функциональной грамотности, во время внеурочной деятельности с использованием заданий открытого банка заданий ИСРО РАО, РЭШ, заданий, аналогичных заданиям ВПР, направленным на проверку функциональной грамотности.
В ходе семинара говорилось о необходимости повышения интереса к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования; были рассмотрены пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения. Мастер-классы учителей получили высокую оценку участников семинара. Были выработаны рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности.
Кулакова Владлена Владимировна, главный специалист отдела мониторинга и развития образования Управления по работе с муниципальными учреждениями образования представила систему работы общеобразовательных организаций города Владивостока по формированию функциональной грамотности.