Вебинар № 1. Разработка, утверждение и согласование программ развития общеобразовательных организаций проекта «Школа Минпросвещения России»

Государственный университет управления 25 и 27 июня 2024 года провел два вебинара по вопросам разработки программ развития образовательных организаций. Вебинар №1 был посвящен вопросам разработки, утверждения и согласования программ развития общеобразовательных организаций.

С приветственным словом к участникам вебинара обратилась Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета управления. В приветственной речи Ольга Николаевна также охарактеризовала основные цели и задачи вебинаров посвященных разработке программ развития (https://smp.edu.ru/events/tpost/gjp118u6o1-gosudarstvennii-universitet-prosvescheni).

Вниманию участников были представлены доклады:


1.       Гамбарян Э.Г.

Гамбарян Эдгар Грайрович – заместитель начальника отдела региональной политики и управления в сфере общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России, в своем докладе кратко напомнил о завершении самодиагностики общеобразовательных организаций, о целях и задачах проекта «Школа Минпросвещения России» и об изменениях, которые произошли в процедуре самодиагностики в 2024 году. Разработка или актуализация программ развития общеобразовательных организаций – это следующий этап реализации проекта, на официальном сайте проекта размещены методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций (https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations). Гамбарян Э.Г. напомнил участникам вебинара, что программы развития являются инструментом формирования единого образовательного пространства и образовательного суверенитета России. Программы развития позволяют учесть особенности и своеобразие общеобразовательной организации, а также выявленные в процессе диагностики дефициты. В заключение своего выступления Э.Г. Гамбарян пожелал участникам вебинара успехов в разработке эффективных программ развития.


2.                  Суханова О.Н. Проект «Школа Минпросвещения России». Системообразующий механизм сохранения и укрепления образовательного суверенитета страны

Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета управления, в своем докладе напомнила, что целевые ориентиры едины для всех общеобразовательных организаций, а пути, способы и механизмы достижения результатов могут быть уникальными и неповторимыми (учитывающими традиции и уклад каждой школы). В программах развития есть возможность отразить уникальность общеобразовательной организации.

Основные этапы подготовки программ развития: 1) Определение уровня достижения результатов проекта «Школа Минпросвещения России»; 2) Анализ динамики показателей, автоматизированное выявление дефицитов; 3) Автоматическое получение по каждому дефициту перечня управленческих решений; 4) Формирование программы развития образовательной организации, согласование с учредителем, загрузка в систему.

Суханова О.Н. напомнила участникам семинара о том, что в соответствии с п.7 ч.3. ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 212 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, за исключением образовательных организаций высшего образования».

Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций (https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations) разработаны с учетом обсуждения с региональными ответственными за реализацию проекта и адресованы общеобразовательным организациям, органам местного самоуправления и исполнительным органам. Применение Методических рекомендаций осуществляется с учетом региональной программы развития, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики и не является требованием.

Суханова О.Н. ознакомила участников вебинара со структурой методических рекомендаций и обратила внимание на наличие примерной структуры программы развития (второй раздел) и наличие рекомендаций учредителям общеобразовательных организаций.


В процессе доклада большое внимание было уделено обсуждению алгоритма разработки программ развития: 1) Формирование актива школьной команды, организаций его работы; 2) Проведение самодиагностики, обобщение (оформление) ее результатов; 3) Подготовка проекта программы развития; 4) Общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития (педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, управляющий совет, др.); 5) Утверждение программы развития по согласованию с учредителем общеобразовательной организации; 6) Доведение утвержденной программы развития до обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательных организаций, сетевых партнеров, заинтересованной общественности, в том числе размещение программы развития на официальном сайте общеобразовательной организации и при необходимости в иных информационных ресурсах.


Формирование актива школьной команды целесообразно формировать из числа управленческих кадров и педагогических работников (при необходимости возможно включение в состав актива работников иных категорий). Руководитель общеобразовательной организации включается в состав актива, осуществляет руководство работой всей школьной команды, непосредственно участвует в работе актива. Включение других работников общеобразовательной организации в актив целесообразно осуществлять, исходя из необходимости наличия в его составе наиболее квалифицированных работников, подходящих по своим компетенциям к работе в команде. К разработке программы развития, с первых этапов, целесообразно привлекать представителей всех структурных подразделений, представителей родительской общественности, обучающихся, представителей сетевых партнеров. Крайне важным, по мнению О.Н. Сухановой, является своевременное информирование каждого члена коллектива общеобразовательной организации о проводимой работе и ее результатах.

Важно организовывать работу таким образом, чтобы в выработке решений по каждому вопросу принимали участие, как управляющие кадры, так и педагогические работники (для учета как можно большего количества факторов и взаимной оперативной проверки).

Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода реализации программы развития общеобразовательной организации, в том числе периодически проводить его профессионально-общественное обсуждение.

В ходе своего доклада Суханова О.Н. в режиме онлайн проводила опрос с использованием многофункционального цифрового сервиса Опросникум (https://quick.apkpro.ru/). Данный сервис позволяет создавать опросы, анкеты, тесты, кроссворды и предоставлять ссылку в виде QR-кода или URL-ссылки на созданные формы.

В завершении вебинара О.Н. Суханова предложила продолжить работу в формате «Вопросы и ответы» (см. Таблица 1. Рубрика «Вопросы-ответы).


Таблица 1. – Рубрика «Вопросы-ответы»

Вопрос

Ответ

На какой период разрабатывается программа развития?

Программа развития общеобразовательной организации, как правило, разрабатывается на среднесрочный (от трех до шести лет) период, при этом программа развития может включать в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия.

Как учредитель может понять, что программа развития хорошая?

Учредителем может организовываться процедура публичных (со свободным или ограниченным доступом участников, в том числе руководителей иных представителей) всех или максимально возможного количества подведомственных образовательных организаций) защит проектов программ развития подведомственных образовательных организаций, отчетов (итоговых, промежуточных) о реализации программ развития образовательных организаций, в том числе при проведении аттестации руководителей образовательных организаций, кандидатов на должности руководителей образовательных организаций.

Можно ли написать программу развития, не пользуясь результатами самодиагностики?

При разработке проекта программы развития общеобразовательный организации необходимо:

– основываться на тех задачах, в том числе первоочередных, которые стоят непосредственно перед конкретной общеобразовательной организацией

– использовать инструменты проекта «Школа Минпросвещения России», однако не ограничиваться ими.

 

Таблица 2. –Полезные ссылки по теме вебинара

Ресурс

Ссылка

Вебинар по вопросам разработки программ развития образовательных организаций

https://smp.edu.ru/events/tpost/gjp118u6o1-gosudarstvennii-universitet-prosvescheni

Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций

https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations

Многофункциональный цифровой сервис «Опросникум»

https://quick.apkpro.ru

 

Запись семинара размещена по адресу: https://vk.com/video-8534_456240865?list=ln-5xkqti2v5sRhNiofQq