Государственный университет управления 25 и 27 июня 2024 года провел два вебинара по вопросам разработки программ развития образовательных организаций. Вебинар №1 был посвящен вопросам разработки, утверждения и согласования программ развития общеобразовательных организаций.
С приветственным словом к участникам вебинара обратилась Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета управления. В приветственной речи Ольга Николаевна также охарактеризовала основные цели и задачи вебинаров посвященных разработке программ развития (https://smp.edu.ru/events/tpost/gjp118u6o1-gosudarstvennii-universitet-prosvescheni).
Вниманию участников были представлены доклады:
1. Гамбарян Э.Г.
Гамбарян Эдгар Грайрович – заместитель
начальника отдела региональной политики и управления в сфере общего образования
Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения
России, в своем докладе кратко напомнил о завершении самодиагностики общеобразовательных
организаций, о целях и задачах проекта «Школа Минпросвещения России» и об изменениях,
которые произошли в процедуре самодиагностики в 2024 году. Разработка или
актуализация программ развития общеобразовательных организаций – это следующий
этап реализации проекта, на официальном сайте проекта размещены методические
рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития
общеобразовательных организаций (https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations).
Гамбарян Э.Г. напомнил участникам вебинара, что программы развития являются
инструментом формирования единого образовательного пространства и
образовательного суверенитета России. Программы развития позволяют учесть
особенности и своеобразие общеобразовательной организации, а также выявленные в
процессе диагностики дефициты. В заключение своего выступления Э.Г. Гамбарян
пожелал участникам вебинара успехов в разработке эффективных программ развития.
2. Суханова О.Н. Проект «Школа Минпросвещения России». Системообразующий механизм сохранения и укрепления образовательного суверенитета страны
Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета управления, в своем докладе напомнила, что целевые ориентиры едины для всех общеобразовательных организаций, а пути, способы и механизмы достижения результатов могут быть уникальными и неповторимыми (учитывающими традиции и уклад каждой школы). В программах развития есть возможность отразить уникальность общеобразовательной организации.
Основные этапы подготовки программ развития: 1) Определение уровня достижения результатов проекта «Школа Минпросвещения России»; 2) Анализ динамики показателей, автоматизированное выявление дефицитов; 3) Автоматическое получение по каждому дефициту перечня управленческих решений; 4) Формирование программы развития образовательной организации, согласование с учредителем, загрузка в систему.
Суханова О.Н. напомнила участникам семинара о том, что в соответствии с п.7 ч.3. ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 212 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, за исключением образовательных организаций высшего образования».
Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций (https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations) разработаны с учетом обсуждения с региональными ответственными за реализацию проекта и адресованы общеобразовательным организациям, органам местного самоуправления и исполнительным органам. Применение Методических рекомендаций осуществляется с учетом региональной программы развития, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики и не является требованием.
Суханова О.Н. ознакомила участников вебинара со структурой методических рекомендаций и обратила внимание на наличие примерной структуры программы развития (второй раздел) и наличие рекомендаций учредителям общеобразовательных организаций.
В процессе доклада большое внимание было уделено обсуждению алгоритма разработки программ развития: 1) Формирование актива школьной команды, организаций его работы; 2) Проведение самодиагностики, обобщение (оформление) ее результатов; 3) Подготовка проекта программы развития; 4) Общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития (педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, управляющий совет, др.); 5) Утверждение программы развития по согласованию с учредителем общеобразовательной организации; 6) Доведение утвержденной программы развития до обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательных организаций, сетевых партнеров, заинтересованной общественности, в том числе размещение программы развития на официальном сайте общеобразовательной организации и при необходимости в иных информационных ресурсах.
Формирование актива школьной команды целесообразно формировать из числа управленческих кадров и педагогических работников (при необходимости возможно включение в состав актива работников иных категорий). Руководитель общеобразовательной организации включается в состав актива, осуществляет руководство работой всей школьной команды, непосредственно участвует в работе актива. Включение других работников общеобразовательной организации в актив целесообразно осуществлять, исходя из необходимости наличия в его составе наиболее квалифицированных работников, подходящих по своим компетенциям к работе в команде. К разработке программы развития, с первых этапов, целесообразно привлекать представителей всех структурных подразделений, представителей родительской общественности, обучающихся, представителей сетевых партнеров. Крайне важным, по мнению О.Н. Сухановой, является своевременное информирование каждого члена коллектива общеобразовательной организации о проводимой работе и ее результатах.
Важно организовывать работу таким образом, чтобы в выработке решений по каждому вопросу принимали участие, как управляющие кадры, так и педагогические работники (для учета как можно большего количества факторов и взаимной оперативной проверки).
Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода реализации программы развития общеобразовательной организации, в том числе периодически проводить его профессионально-общественное обсуждение.
В ходе своего доклада Суханова О.Н. в режиме онлайн проводила опрос с использованием многофункционального цифрового сервиса Опросникум (https://quick.apkpro.ru/). Данный сервис позволяет создавать опросы, анкеты, тесты, кроссворды и предоставлять ссылку в виде QR-кода или URL-ссылки на созданные формы.
В завершении вебинара О.Н. Суханова предложила продолжить работу в формате «Вопросы и ответы» (см. Таблица 1. Рубрика «Вопросы-ответы).
Таблица 1. – Рубрика «Вопросы-ответы»
Вопрос |
Ответ |
На какой период разрабатывается программа развития? |
Программа развития общеобразовательной организации, как правило, разрабатывается на среднесрочный (от трех до шести лет) период, при этом программа развития может включать в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия. |
Как учредитель может понять, что программа развития хорошая? |
Учредителем может организовываться процедура публичных (со свободным или ограниченным доступом участников, в том числе руководителей иных представителей) всех или максимально возможного количества подведомственных образовательных организаций) защит проектов программ развития подведомственных образовательных организаций, отчетов (итоговых, промежуточных) о реализации программ развития образовательных организаций, в том числе при проведении аттестации руководителей образовательных организаций, кандидатов на должности руководителей образовательных организаций. |
Можно ли написать программу развития, не пользуясь результатами самодиагностики? |
При разработке проекта программы развития общеобразовательный организации необходимо: – основываться на тех задачах, в том числе первоочередных, которые стоят непосредственно перед конкретной общеобразовательной организацией – использовать инструменты проекта «Школа Минпросвещения России», однако не ограничиваться ими. |
Таблица 2. –Полезные ссылки по теме вебинара
Ресурс |
Ссылка |
Вебинар по вопросам разработки программ развития образовательных организаций |
https://smp.edu.ru/events/tpost/gjp118u6o1-gosudarstvennii-universitet-prosvescheni |
Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций |
|
Многофункциональный цифровой сервис «Опросникум» |
Запись семинара размещена по адресу: https://vk.com/video-8534_456240865?list=ln-5xkqti2v5sRhNiofQq