Семинар № 3 Государственного университета просвещения «Управленческая среда: критерии и показатели самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России»

На площадке ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» в рамках Проекта «Школа Минпросвещения России продолжился цикл семинаров «Управленческая среда».  Третий в 2024 году семинар состоялся 15 мая 2024 г.  Этот семинар был посвящен проведению самодиагностики в общеобразовательных организациях с детьми с ОВЗ и в коррекционных школах.

 

Вниманию участников вебинара были представлены доклады:

 

1.                  Дацюк Т.А. Изменение показателей проекта «Школа Минпросвещения России» для коррекционных школ и школ, в которых обучаются лица с ОВЗ, с инвалидностью.

Дацюк Таис Александровна, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты детей Минпросвещения России, в своем докладе охарактеризовала систему образования обучающихся с ОВЗ в России, привела статистические данные за 2023/2024 учебный год о количестве обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в инклюзивных классах (589,2 тыс.) и в отдельных (коррекционных) классах (395,5 тыс.) и специальных условиях, которые необходимы для получения образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

Далее основное внимание было уделено показателям самообследования и тем изменениям которые предусмотрены в 2024 году для коррекционных школ и школ с в которых обучаются лица с ОВЗ, с инвалидностью.

Таис Александровна Дацюк в своей презентации дала ссылки на ресурсы ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и перечислила основные нормативные документы, на которые необходимо обратить пристальное внимание в связи с проведением самодиагностики в коррекционных школах и школах, в которых обучаются лица с ОВЗ, с инвалидностью.

 

Ресурсы ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»:

— Учебники для детей с ОВЗ: https://ikp-rao.ru/uchebniki-dlya-detej-s-ovz

— Внедрение ФАООП (федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ): https://ikp-rao.ru/vnedrenie-faoop

 

 

Нормативные документы, на которые необходимо обратить пристальное внимание в связи с проведением самодиагностики в коррекционных школах и школах, в которых обучаются лица с ОВЗ, с инвалидностью:

Магистральные направления и ключевые условия

Нормативные документы

Магистральное направление «Знание»

ФЗ-273 (части 3, 12 статьи 79)

Монитогринг НУГ

Письмо от 31.08.2023 г. №АБ-3574/07

Приказ 27.11.2020 г. №678

Приказ от 04.04.2023 г. №232/551

Приказ от 04.04.2023 г. №233/552

Приказ от 22.03.2021 г. №115

Приказ от 09.11.2015 №1309

Ключевое условие «Школьный климат»

ФЗ-273 (часть 3 статьи 79)

Приказ от 22.03.2021 г. №115

Приказ от 13.03.2023 г. №136б

Приказ от 19 .09.2023 №703

 

Полезные ресурсы для коррекционных школ и школ, в которых обучаются лица с ОВЗ, с инвалидностью:

— Лучшая инклюзивная школа (ежегодный конкурс): https://lish.mgppu.ru

— Чемпионат «Абилимпикс» (ежегодный конкурс профессионального мастерства): https://abilympics-russia.ru

— Горячая линия по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»: https://fcprc.ru/hotline1

При подведении итогов доклада Таис Александровна Дацюк, а также Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета управления, неоднократно обращали внимание участников семинара на тот факт, что знание показателей самодиагностики применяемых при самообследовании для коррекционных школ и школ, в которых обучаются лица с ОВЗ и с инвалидностью обязательно для всех общеобразовательных организаций, т.к. обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью могут появиться в общеобразовательный организации в любой момент и к этому необходимо быть готовым.

 

2.                  Урбанович И.А., Шестакова Е.А. Особенности сопровождения реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в специальных (коррекционных) школах Иркутской области: повестка развития.

Урбанович Инна Александровна, начальник управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области, представила опыт Иркутской области в формировании управленческих команд по реализации федеральных программ и проектов, в том числе проекта «Школа Минпросвещения России».

Свой доклад Инна Александровна Урбанович начала с представления общих сведений о системе региональных коррекционных школ Иркутской области, участии коррекционных школ в федеральном проекте «Современная школа» и достигнутых результатах работы.

При этом в ходе доклада было акцентировано внимание на том, что участие образовательной организации в различных федеральных программах и проектах создает базу (в том числе инфраструктурную) для дальнейшего развития и успешного участия в следующих проектах и программах.

Далее слово взяла Шестакова Евгения Александровна, проректор Института развития образования Иркутской области.  Она рассказала об участии общеобразовательных организаций (и специальных (коррекционных) школ в том числе) Иркутской области в самодиагностике и о результатах предварительной диагностике 2024 г. (в предварительной самодиагностике приняли участие 100% общеобразовательных организаций (840 школ, включая 34 специальные (коррекционные) школы).

Евгения Александровна Шестакова рассказала о региональной системе управления процессами реализации нововведений: 1) представила итоги анализа регионального контекста и научно-методического потенциала реализации проекта «Школа Минпросвещения России»; 2) охарактеризовала особенности формирования системы управления (определение ключевых приоритетов стратегии и региональных сценариев развития практик); 3) представила опыт разработки региональных практик по ключевым (стратегическим) линиям (специальный выпуск журнала «Педагогический имидж: от идеи к практике» и региональный конкурс «Методическое PRO-движение»; 4) рассказала о последовательности определения дорожной карты и плана действий; 5) поделилась опытом проведения мониторинга и оценки результатов реализации нововведений в региональной практике через обзорные сессии для многосторонней оценки эффективности деятельности на основе полученных данных в результате исследований.

В ходе доклада Евгения Александровна Шестакова сосредоточила внимание участников семинара на той помощи которую оказывает образовательным организациям Институт развития образования Иркутской области (создание организационных условий для осуществления сетевого взаимодействия; формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов и управленческих кадров; разработка и реализация программ  профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования (в том числе с учетом выявленных профессиональных дефицитов и запросов) и прочее.

 

Ресурсы Института развития образования Иркутской области (региональная система управления процессами реализации нововведения):

— «Школа Министерства просвещения России»: https://iro38.ru/shkola-ministerstva-prosveshhenija-rossii

— Приоритетные направления стратегии развития образования обсудили участники межрегиональной стратегической сессии проекта «Школа Министерства просвещения России»: https://iro38.ru/archives/44811

— Педагогический имидж: от идеи к практике (образовательный культурно-просветительский журнал): https://disk.yandex.ru/i/6J_Ec8KIdefVGQ


3.                  Трифонова И.В. Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 25 г. Братска».

Трифонова Ирина Владимировна, директор ГОКУ С(К)Ш № 25 г. Братска, начала свой доклад с краткой информационной справки (история создания школы, основные направления деятельности), далее рассказала об участии ГОКУ С(К)Ш № 25 г. Братска в проекте «Школа Минпросвещения России» и мероприятиях (2019-2023 гг.) проводимых в рамках проекта.

Одним из важных результатов участия в проекте «Школа Минпросвещения России» стало получение лицензии на реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

 

4.                  Тюменцева И.В. Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 6 г. Иркутска».

Тюменцева Ирина Викторовна, заместитель директора ГОКУ Иркутской области С(К)Ш №6 г. Иркутска рассказала о школе, контингенте обучающихся, педагогическом коллективе, управленческой команде реализации проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемых образовательных (адаптированных) программах.

 

Полезные ресурсы:

— ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 6 г. Иркутска»: http://sks6-irkutsk.ru

— Навигатор абитуриента – 2024 (информационный сборник для выпускников региональных общеобразовательных организаций из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов: https://disk.yandex.ru/i/QX1SCM018ZmbGQ

 

Инфраструктура школы была обновлена в рамках реализации федерального проекта «Современная школа», в рамках программы капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» (в рамках государственной программы «Развитие образования») отремонтирован фасад школы. Участие в федеральных проектах и программах во многом способствовало успешному вхождению школы в проект «Школа Минпросвещения России».

Далее Ирина Викторовна Тюменцева рассказала о приоритетных направлениях деятельности школы и достигнутых результатах. Основное внимание было уделено магистральному направлению «Профориентация», достигнутым показателям, участию в региональном чемпионате «Абилимпикс» по профессиональному мастерству среди инвалидов и/или лиц с ограниченными возможностями здоровья, заключенных договорах о сотрудничестве с организациями среднего профессионального образования.

 

Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета управления, при подведении итогов Семинара № 3 Государственного университета просвещения «Управленческая среда: критерии и показатели самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России» отметила, подход Иркутской области к реализации проекта «Школа Минпросвещения России» отличается тем, что в регионе коррекционные школы и школы школ в которых обучаются лица с ОВЗ, с инвалидностью не выделяются из ряда других школ, наоборот подход применяемый к таким школам распространяется на «обычные» общеобразовательные школы. Данный подход в полной степени соответствует Концепции «Школа Минпросвещения России» и позволяет обеспечить доступ к самому лучшему и качественному образованию.

 

Запись семинара размещена по адресу: https://vk.com/video-8534_456240646