Среди учеников Сириус.Курсов можно встретить не только школьников. Смотрят лекции и решают задачи студенты вузов, родители, учителя и все, кто хотят изучить предметы за пределами школьной программы и погрузиться в науку.
Александр Шавлюгин, преподаватель из Владивостока, стал одним из самых активных учеников Сириус.Курсов в 2023 году. Он прошёл больше 200 модулей по математике, физике и программированию. Пообщались с Александром о том, где он находит мотивацию для постоянного обучения, когда испытывает счастье и что говорит о нашей онлайн-школе ученикам.
Выпуски «Кванта»
— Расскажите коротко вашу биографию. Где вы учились, работали?
У меня типичная школьная история: рано проявил интерес к точным наукам, два последних года учился в физико-математическом классе, становился призёром регионального (тогда краевого) этапа Всероссийской олимпиады по математике и физике — дальше пройти не получалось.
Уже в девятом классе решил, что буду поступать в Московский физико-технический институт (МФТИ). Мне немного повезло: в то время Физтех организовывал специальный дальневосточный набор для школьников региона. Конкурировать при поступлении пришлось только со своими земляками, что, конечно, проще, чем соперничать с абитуриентами со всей страны. Студенты четыре года учились в Москве, а последние два года во Владивостоке, на базе институтов ДВНЦ АН СССР, в которых защищали дипломные работы и куда потом обычно шли работать.
Я отучился шесть лет на факультете аэрофизики и космических исследований, получил диплом инженера-физика и стал работать в Тихоокеанском океанологическом институте ДВНЦ АН СССР (впоследствии ДВО РАН). В академии проработал около десяти лет, но в середине 90-х, когда остро встал вопрос о материальном обеспечении семьи, был вынужден переквалифицироваться в преподавателя, параллельно занялся репетиторством.
— Вы активно проходите Сириус.Курсы. В чём ваша главная мотивация?
Стимулов учиться на курсах несколько. Я преподаю физику старшеклассникам, параллельно веду кружок по олимпиадной математике и готовлю к ЕГЭ. Сириус.Курсы помогают мне расширить методическую базу: многие задачи я затем использую при подготовке школьников к олимпиадам.
Кроме того, хочется повысить свой уровень олимпиадной подготовки, прежде всего по математике. В юности таких источников и объёмов информации, какие есть у современных школьников, у меня просто не было. Надо было идти в библиотеку и при этом знать, что искать. Преподавателей — специалистов в олимпиадной математике, которые могли бы подсказать, как и куда двигаться дальше, тоже не нашлось. Основными источниками информации были выпуски журнала «Квант», а в девятом и десятом классах — методички заочной физико-технической школы.
Дополнительно я решил подтянуть Python, так как уже больше года веду подготовку школьников к сдаче ЕГЭ по информатике. А С++ мне особо интересен, потому что ближе к лету планирую написать на этом языке комплекс программ для решения научных задач в области вычислительной гидродинамики. В своё время аналогичные программы я писал на Fortran. Ресурсы тогдашних компьютеров были весьма скудными, и приходилось ограничивать запросы программы, чтобы процессор потянул такую задачу. За последние годы возможности вычислительной техники возросли многократно, и сейчас можно пытаться ставить задачи, о которых тогда можно было только мечтать.
Теорема Ферма для всех желающих
— Чем, на ваш взгляд, Сириус.Курсы отличаются от других курсов?
Высоким уровнем подготовки, удачной реализацией принципа «от простого к сложному», ёмкими лекциями квалифицированных преподавателей. На Сириус.Курсах выбран удачный способ подачи материала: времени хватает и на изложение теории, и на разбор одного-двух примеров. К тому же за 5–15 минут внимание не успевает рассеяться.
— Какие программы на Сириус.Курсах вы можете назвать любимыми?
Курсы по физике, которые с учётом моей подготовки даются довольно легко. Хотя в курсе по законам сохранения было несколько задач, над которыми мне пришлось подумать. Планирую в следующем году пройти остальные курсы из линейки для старших классов: по электростатике, колебаниям и термодинамике.
— Советовали ли вы когда-нибудь пройти наши курсы другим?
Я всем ученикам настоятельно рекомендую обучаться на Сириус.Курсах и пытаться совершенствовать себя. Есть несколько ребят, которые записались на курсы и без моих подсказок. В основном их интерес сосредоточен в области программирования. Постоянно пытаюсь донести до них простую мысль: хорошим программистом нельзя стать, если ты не являешься хорошим математиком. Язык программирования — это инструмент, а математика позволяет этим инструментом эффективно пользоваться. Если человек хорошо разбирается в какой-то предметной области (физике, химии, биологии), то его ценность на рынке труда увеличивается многократно.
Часто привожу своим ученикам пример. Однажды мне в руки попала книга «Искусство программирования для ЭВМ». Во введении автор Дональд Кнут предлагает в качестве упражнений решить пять задач, и последняя излагает формулировку Великой теоремы Ферма. Впервые книга была опубликована в 1972 году, и эта теорема ещё не была доказана. Я оценил юмор: автор предлагает своим читателям сделать это самостоятельно. Кнут, как и я, верил в то, что кто не рвётся к большим высотам, тот их никогда не достигнет.
Физическая мысль жива
— Вы яркий пример человека, который готов учиться всю жизнь. Как найти в себе силы для непрерывного саморазвития?
Человека должно увлекать то, чем он занимается. За свою жизнь я не потерял интереса ни к математике, ни к физике. Когда я ушёл из РАН, меня затянула рутина преподавания, науку пришлось надолго забросить. Со временем почувствовал, что в жизни чего-то не хватает, и возобновил научную деятельность.
— Вы дважды посещали курсы повышения квалификации в «Сириусе»: один раз как физик, другой — как математик. Расскажите о ваших впечатлениях об отборе и атмосфере обучения.
Оба отбора состояли из одного этапа. Попасть на математическую программу было сложнее: за два часа предстояло решить 15 задач начального и среднего олимпиадного уровня. Я успешно выполнил 13, в одной допустил глупую ошибку. Второй отбор в сентябре был более щадящим: нам дали четыре дня на решение пяти физических задач среднего и высокого олимпиадного уровня.
Сами курсы длятся от пяти до семи дней. Здесь я впервые встретил многих людей, которых раньше видел только на обложках книг. Обучение помогло мне понять, что общение с коллегами из других городов бесценно, и доказало, что математическая и физическая мысль в нашей стране ещё жива. С несколькими преподавателями я теперь веду переписку.
— Кем вы хотели стать в детстве?
С девятого класса была мечта поступить в МФТИ — тогда я ещё не думал, что тем самым фактически выбираю свой жизненный путь. Но ничуть об этом не жалею, ведь одно из самых интересных и увлекательных занятий в жизни человека — пытаться решать самые разные задачи, которые она нам подбрасывает. Чем сложнее задача, тем больше чувство удовлетворения, если удаётся её решить.
— Бывают уроки, на которых вы чувствуете себя счастливым?
Я испытываю большое удовольствие, когда вижу заинтересованного и готового трудиться ученика. К великому сожалению, количество таких школьников с каждым годом сокращается. Сложно оторвать учеников от гаджетов, которыми они пользуются даже во время уроков. Большинство ребят уже не читает книг.
Вспоминаю нескольких учеников, которые были готовы работать над собой. Один из них позже поступил в МФТИ, второй победил в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике и стал студентом факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.
— Есть ли у вас желания, не связанные с профессиональной деятельностью, которые хотелось бы реализовать в 2024 году?
Хочу поколесить по нашей стране, посетить города Дальнего Востока и Сибири. Может быть, добраться до озера Байкал или гор Алтая. Так получилось, что я чаще был в Китае, чем в других регионах России. Нужно это исправлять.