Сохранение культурных традиций предков, любви к родной земле как одно из направлений внеурочной деятельности для обучающихся агроклассов

9 ноября 2022 года состоялся региональный семинар в агрошколе, созданной на базе МБОУ СОШ №29 с. Центральное Шкотовского района.

В июле этого года Министерство образования края и животноводческое хозяйство «Русагро-Приморье» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере профессиональной ориентации школьников. Школа №29 с. Центральное, опираясь на многолетний опыт организации сельскохозяйственных практик, одна из первых выразила  желание стать участником агрокластера. И теперь на ее базе создается первая агрошкола региона.

На семинаре встретились учителя и директора приморских школ из Октябрьского, Пограничного, Хорольского, Надеждинского районов, а также из Лесозаводского и Уссурийского городских округов.

С приветственным словом к участникам обратились: Галина Николаевна Танеева,  руководитель управления образования Шкотовского района, Меделян Елена Викторовна, эксперт ЦНППМ ПК ИРО и Касилова Елена Александровна, директор школы №29 с. Центральное.

Елена Александровна Касилова в своем докладе   обратила внимание руководителей и работников системы образования на проблемы: «Наша задача состоит не только в организации профориентационной работы со школьниками по подготовке будущих кадров для сельского хозяйства, но, прежде всего, в сохранении культурного и духовного наследия. Без знания своего прошлого, без знания истории села, невозможно привить понимание и любовь к сельскому труду».

Также Елена Александровна затронула крайне острую проблему трудоустройства в сельских поселениях и привела результаты исследований школьников: с карты Шкотовского района исчезло 50% сёл, коренные жители уезжают в города и другие регионы; за 20 лет школа выпустила 305 учеников, уехало 238, осталось 67. Из 67-ми только 7 человек (из поселений Новая Москва, Центральное, Новороссия и Стеклянуха) заняты в сельском хозяйстве. Из них – 2 фермера, 2 – самозанятых. Из 67 выпускников специальность приобрели 42 человека, а  18 остались без образования и занимаются наёмным трудом.

Для своего исследования ребята опросили 30 односельчан, которые сейчас проживают в городе, из них 12 готовы были остаться, если бы в поселении была хорошая работа. Также многие родители не готовы, чтобы их дети оставались в селе. И только незначительная часть родителей считает, что в селе проще прокормиться,  условия жизни более экологичные.

С 2018 года в качестве предметов ГИА 24 ученика выбирали физику, химию и биологию, и только девяти выпускникам выбранные предметы помогли при поступлении в ВУЗы, 15 выпускников не смогли определиться с выбором специальности.

В завершении доклада Елена Александровна подчеркнула, что сегодня  ситуация в системе образования меняется в лучшую сторону и агрошкола – объективная необходимость для Центральненского поселения. Для реализации кластерной политики в поселении есть все возможности:

1.Кадровый вопрос помогает решить госпрограмма «Земский учитель»;

2.Есть возможность вносить коррективы в учебный план;

  1. Оплачивается внеурочная деятельность;
  2. Выстроено прочное сетевое взаимодействие с партнерской организацией – ПГСХА;
  3. Оказывается серьезная поддержка со стороны администрации Шкотовского района и управления образования – предусмотрено выделение средств на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.

Сегодня в агрошколе обучением охвачены ребята с 1 по 11 класс, в учебную программу включены предметы, курсы, связанные с агрокластером. В следующем году будет проходить преподавание курса «Тракторное дело»:

«За  два месяца работы агрошколы мы увидели потенциал ребят, которые будут обучаться затем в сельскохозяйственном колледже, либо в сельхозакадемии. Мы видим чего желают родители и дети, то есть взаимопонимание у нас сложилось»,  – подвела итоги Елена Александровна.

В рамках семинара педагоги познакомились с учебным планом агрошколы и планом внеурочной деятельности (Немченко Оксана Андреевна, заместитель директора), с исследовательской деятельностью школьников  по теме «История села – моя история» на примере проекта «Книга почета «Трудовая доблесть села» (Палагин Виктор Алексеевич, учитель русского языка и литературы), перспективами развития агрокластера на базе школы (Касилова Елена Александровна, директор школы), педагогам были представлены подходы к реализации задач кластерной политики в системе образования Приморского края (Меделян Е.В., куратор агрокластера).

Участники семинара с удовольствием окунулись в историческое прошлое села Центральное, в рамках учебных мастерских провели анализ  почвенных образцов под руководством учащихся основной школы и учителей химии, биологии и географии (Алтунина Ирина Анатольевна, учитель биологии и химии, Вандышева Наталья Николаевна, учитель географии).

На семинаре была предложена идея о проведении профильных летних смен на базе школы №29 с. Центральное: здесь есть все условия для проведения агротехнических занятий и размещения школьников.

Закончился семинар театрализованным представлением «Праздник «Покрова», который продемонстрировал особенности труда и быта, традиции сельских жителей.

Участники высоко оценили работу семинара, отметили слаженную работу педагогического коллектива и особый интерес к тематике семинара школьников. В работе семинара приняли участие 28 педагогов края – это учителя-предметники, директора и завучи школ. Педагоги взяли на вооружение примеры наполнения учебного плана, подходы к перспективному планированию, всесторонний подход к организации исследовательской и внеурочной деятельности.

Координатор агрокластера:

Муниципальный координатор:

Свежие новости