ПК ИРО и дискуссионный клуб «Образование» провели дискуссию на тему «Должны ли родители участвовать в формировании школьной программы?»

Уже сейчас школы располагают достаточным набором инструментов для взаимодействия с родителями, из которого различные образовательные организации могут выбрать наиболее для них подходящие.

18 мая 2022 г. в стенах ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования» состоялся диалог с целью обозначения ключевых проблем в системе образования и формирование различных точек зрения.

Головина Ирина Николаевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ  «Центр образования №28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока», рассказала о такой форме родительского участия, как попечительский совет, который является частью «Программы воспитания». Заседания попечительского совета проходят раз в месяц, на них обсуждаются проблемные моменты, согласовываются нормативные документы, принимаются важные для жизни центра и учеников решения. Работа попечительского совета, как утверждает Ирина Николаевна, это не «для галочки»: родители видят результаты своих решений в облике школы, в образовательных результатах своих детей, а также рейтинге центра среди других школ города. Этому способствуют также еженедельные радио-линейки, на которых присутствуют родители и дети, где можно услышать всю актуальную информацию о жизни центра и его успехах. В центре родители активно вовлекаются в творческую, внеурочную, проектную и даже профориентационную деятельность.

Анна Викторовна Алексеева, учитель литературы МБОУ «Гимназия №1 г. Владивостока», рассказала, как в их школе осуществляется работа с родителями. Ярким примером может служить помощь родителей в написании ребенком научно-исследовательской работы, которая входит в образовательную программу: родитель может помочь ребенку выбрать тему работы, направить его в ходе написания, стать «научным руководителем». Еще один способ взаимодействия – это выбор модуля профильного обучения: здесь родитель может помочь ребенку определиться с направлением, понять, что ему ближе. И еще один элемент образовательной программы, в котором родитель может выступить в качестве наставника – это индивидуальный проект.

Родители вправе выбирать подходящие программы для своих детей: учебные заведения или семейную форму образования, организации дополнительного образования, подходящие программы внеурочной деятельности. Однако содержание образовательной программы и методика ее преподавания – это, по мнению Анны Викторовны, дело рук профессионалов.

В настоящее время школа, как мы видим, взаимодействует, в основном, с наиболее инициативными родителями. Евгений Витальевич Шкарупа, модератор встречи, отметил, что хотя инструментов для взаимодействия школы с родителями достаточно много, большинство родителей отправляют своих детей в школу «для сохранности», будто бы «кладут в сейф», это формирует потребительскую стратегию взаимодействия родителя и школы. Евгений Витальевич предложил участникам встречи подумать над тем, должна ли эта картина меняться, и какие шаги навстречу друг другу стоит сделать и родителям, и школе.

Михаил Серафимович Назаров, проректор по учебно-методической работе ПК ИРО, выслушав всех участников, отметил, что от того, представляет ли школа «портрет своего выпускника», выясняет ли, как ученики отвечают себе на вопрос «зачем я хожу в школу?», работает ли с запросом родителей «зачем я отправляю ребенка в школу?» зависит ее успех. В сущности, участие родителей и учеников в формировании образовательной программы – это проблема грамотного управления и распределения ролей в образовательном процессе. Получается, что инструментом для вовлечения родителей в формирование образовательной программы может стать глубокий анализ их потребностей и запросов. По слова Михаила Серафимовича, данный вопрос вполне может послужить основой для научно-исследовательской работы.

По отзывам участников, формат дискуссии добавил встрече оживление и доверительную атмосферу: «Действие или бездействие родителей в отношении школьного пространства и его программных продуктов в части основного и дополнительного образования – самая интересная и актуальная тема. При участии экспертной комиссии в лице спикеров родителям стало понятно, что им рады на любом этапе образовательного этапа и не бывает безучастных «потребителей», бывают просто закрытые двери школ. Спасибо спикерам – приятные и профессиональные люди своего дела», отметила Варченко Оксана Сергеевна, член правления ПРОО «Совет многодетных родителей».

Благодарим всех участников и гостей за конструктивную и полезную беседу!

Свежие новости