22 апреля 2022 г. на торжественной церемонии закрытия регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2022» были объявлены учителя-финалисты, среди которых совсем скоро распределятся призовые места. И сейчас, после прохождения всех конкурсных испытаний, насыщенной и загруженной недели, учителя, вошедшие в пятерку финалистов конкурса, поделились общими впечатлениями, эмоциями и настроением. Конкурсанты порассуждали о трудностях, особенностях организации и личных итогах.
Первой своими впечатлениями поделилась Михайлина Анатольевна Мальцева, учитель истории и обществознания, Школа №6 г. Находки:
«Это не первый конкурс профессионального мастерства в моей карьере: в 2014 году в открытом формате я участвовала в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», и если сравнивать с этим опытом, первый этап там проходил в более продолжительный период времени, и на подготовку было дано достаточное количество времени. Здесь же все мероприятия проходили в короткий период, от конкурсантов требовалась максимальная мобильность, концентрированность и стрессоустойчивость. Все так стремительно менялось, и, несмотря на то, что задания были заранее заготовлены, можно было в один момент его полностью переделать и выдать что-то новое и необычное, что впоследствии смотрелось лучше и выигрышнее. Если оценивать сложность испытаний, самым ответственным этапом для меня был «Классный час», который впоследствии оказался и самым эмоциональным: по своим ощущениям, я чувствую по этому этапу самую высокую оценку. Тема была дана довольно сложная, это «Духовно-нравственное воспитание», и нужно было максимально постараться вложить в нее все важные ценности – в результате мне удалось пройти его успешно, поэтому оно осталось в памяти как наиболее яркое впечатление от конкурса.
Мы все в пятерке финалистов ощущаем победу, мы все здесь первые, независимо от распределения мест. Мы сделали всё что могли, преодолели многие препятствия и достойно справились с трудностями».
Дополнила Михайлину Анатольевну Анна Викторовна Алексеева, учитель русского языка и литературы, Гимназия №1 г. Владивостока, она отметила важность обмена профессиональным опытом:
«Конкурс очень интересный, все сконцентрировано и быстро, потребовалась мгновенная мобилизация своих ресурсов, мы выложились по максимуму. Хотелось бы в будущем создать условия для того, чтобы подобного рода конкурсы становились своеобразной методической площадкой, с возможностью профессионального общения и обмена опытом. Прошу орг. комитет конкурса рассмотреть возможность посещения или трансляции уроков коллег и классных часов – это тот бесценный опыт, который позволяет оценить со стороны возможности и креативные идеи друг друга. Участники – это представители разных муниципалитетов Приморского края, с которыми хотелось поделиться чем-то новым и в то же время поучиться друг у друга педагогическому мастерству.
Что касается нашей пятерки финалистов – примечательно, что мы учителя разных предметов. Здорово, что мы оказались именно здесь и сейчас вместе и получили уникальную возможность представить свои креативные идеи и накопленный опыт».
Ксения Алексеевна Голикова, учитель начальных классов Школы с. Корсаковка Уссурийского городского округа отметила важность личностных изменений и опыт преодоления себя в процессе подготовки к конкурсным испытаниям:
«Безусловно, все мы приехали на конкурс, чтобы поделиться своим профессиональным опытом и приобрести новый, оценить свои силы и возможности, сравнить себя с другими конкурсантами. Я уверена, для каждого из нас важнее даже не сами баллы и результаты, а те личностные трансформации, которые произошли за весь период конкурсных испытаний. Если говорить конкретнее, для меня, например, публичность выступлений – это настоящее испытание, и пришлось этот страх в себе переломить, несмотря на то, что это не первый мой профессиональный конкурс, это мероприятие масштабнее и глобальнее. Нужно было экстренно мобилизировать все свои ресурсы и бросать их точечно на ту задачу, которую перед тобой ставят, и при этом не забывать уделить время коллегам, поддержать друг друга. Одно дело, когда ты ежедневно живешь и работаешь в привычной обстановке, со знакомыми тебе людьми, и совсем другое дело – выход из зоны комфорта, где приходится стремительно подстраиваться под реальность.
Выйдя с последнего этапа, мы всей пятеркой финалистов дружно обнялись, потому что на духовном уровне мы мыслим одинаково и двигаемся к одной цели. Хочется выразить благодарность организаторам конкурса за такую уникальную возможность».
Мария Викторовна Кудрина, учитель английского языка Школы №2 с. Черниговка Черниговского района оценила свой профессиональный рост и важность группы поддержки:
«Конкурс позволил увидеть не только то, что ты лучший учитель, но и заметить свои минусы – пришло понимание, над чем нужно еще поработать. Я ранее участвовала в региональном конкурсе профессионального мастерства в Амурской области, и если сравнивать уровень организации, здесь мне не хватило группы поддержки, которая бы сплочала участников и помогала морально проходить все конкурсные испытания. Хотелось бы также в будущем попросить орг. комитет конкурса рассмотреть возможность поощрения работы групп поддержки, которые оказывают колоссальную помощь конкурсантам: все учителя приезжают со своими наработками и видением того или иного испытания, но всегда очень важно, чтобы тебя оценили со стороны, направили и поддержали. В составе групп поддержки зачастую приезжают как молодые специалисты, которые готовы поделиться свежими креативными идеями, но и опытные учителя, имеющие полезные методические разработки.
В этом году я шла на этот конкурс целенаправленно, с установкой войти в пятерку финалистов. И когда я услышала результаты последнего тура, я даже расплакалась, потому что была довольна тем, что поставленная цель была мною успешно достигнута».
Ирина Евгеньевна Коновалова, учитель математики Школы №2 с. Барабаш Хасанского района рассказала о целях приезда на конкурс и поделилась личными достижениями:
«Я приехала на конкурс учиться и набираться опыта, и абсолютно не ожидала, что окажусь в пятерке финалистов. Состав участников в этом году настолько сильный, что для членов жюри, думаю, было довольно сложно оценивать выступления и определять лучших из лучших: все приехали с интересными наработками, не было ни единого повторения темы среди участников. Мне было интересно наблюдать за изменениями на каждом этапе, и очень жаль, что каждый раз после подсчета баллов было отсеивание конкурсантов, поэтому не было возможности посмотреть выступления всех участников – все они готовились ко всем испытаниям, и, на мой взгляд, это могло бы стать ценным опытом для каждого из нас.
Выступать без группы поддержки очень сложно, и изначально я приехала без нее – первые 3 дня я была одна, и думала, что сойду с ума. И в переломный момент конкурсных испытаний, когда поменялась программа и 2 тура поставили на один день, группа поддержки все-таки приехала поддержать меня. И сейчас, когда все испытания позади, я с уверенностью могу сказать, что без нее я бы не справилась.
Мой опыт работы в школе уже насчитывает 24 года, но я никогда не была уверена, что все делаю правильно. И после участия в конкурсе, высокой профессиональной оценки моей работы членами жюри, я поняла, что все эти годы была на своем месте и абсолютно точно двигаюсь в правильном направлении».
Все конкурсанты похвалили работу жюри: они были восхищены их высокой компетентностью, выразили благодарность за конструктивную критику и полезные советы.
В качестве итога конкурсанты-финалисты озвучили мысль о том, что если каждый из них здесь и сейчас является частью пятерки финалистов такого масштабного конкурса, это как никогда лучше подтверждает значимость каждого учителя в рамках профессии, правильность своих действий и высокий уровень профессионализма.