Дан старт обучению по обновленным ФГОС!

Одной из первоочередных государственных задач, стоящих перед системой общего образования, является введение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (далее ЦНППМ) ПК ИРО 1 февраля 2022 года начал обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», которое пройдут 4000 педагогов из всех муниципалитетов Приморского края. Из каждой общеобразовательной школы определены 8 учителей всех предметных областей, которые первыми освоят содержание программы.

Программа разработана Академией просвещения РАО, прошла экспертизу и размещена в Федеральном реестре ДПО. Хотя данный курс будет реализован в дистанционном формате, он содержит большую практическую часть, состоящую из практических занятий и практикумов, которые проведут со слушателями в режиме on-line преподаватели Приморского краевого института развития образования и тьюторы, члены Регионального методического актива.

В рамках реализации каскадной модели обучения для эффективного достижения результатов курса было решено провести обучение тьюторов, которые станут преподавателями практической части программы. Группа тьюторов по всем предметным областям была сформирована из членов Регионального методического актива, учителей высшей квалификационной категории с огромным педагогическим опытом и опытом участия в региональных и муниципальных методических и образовательных событиях.

Обучение тьюторов проходило с 3 по 4 февраля 2022 года в Приморском краевом институте развития образования. Главные эксперты ЦНППМ для своих групп провели проектировочную сессию, на которой тьюторы-преподаватели выявили особенности нового содержания ФГОС для организации практикумов, смоделировали формат практических занятий по всем темам, составили расписание занятий для слушателей, осуществили отбор информационно-методических ресурсов для успешного прохождения курса, разработали содержание занятий по всем темам практического модуля.

Тьюторы по математике, физике и информатике Демура Ульяна Валерьевна, Панкратенко Анастасия Павловна, Миргородская Елена Валерьевна, Савина Ирина Анатольевна, Московченко Людмила Павловна, Якимова Анжела Леонидовна с руководителем программы Потаповой Верой Юрьевной обсудили изменения в обновленных ФГОС, особенности современных уроков, виды исследовательских, проектных заданий, а также ресурс заданий по функциональной грамотности в рамках уроков математики, физики и информатики. Для основной школы указанные виды деятельности становятся ведущими, поэтому эффективное использование в контексте уроков заданий по формированию проектной, исследовательской деятельности и задач по формированию математической, финансовой, читательской грамотности является для педагогов профессиональным дефицитом. Тьюторы составили план проведения онлайн-занятий для слушателей программы, определились с основным содержанием этих занятий. Благодаря детализации требований ФГОС к результатам, структуре основных образовательных программ разработчиками Примерных рабочих программ был предложен и конструктор рабочих программ, размещенный на сайте edsoo.ru, который значительно упрощает проектирование учителем рабочей программы, что является стартом для планирования учебных занятий и соответственно учебных заданий. Поэтому знакомство слушателей с данным конструктором, по мнению тьюторов данного направления, является одной из ведущих тем данной программы.

Руководитель группы тьюторов гуманитарного направления (русский язык и литература, история и обществознание) Балицкая Вероника Владимировна организовала обсуждение структуры, этапов и содержания практических занятий. В ходе проектировочного занятия преподаватели разработали свои практические занятия.

На практическом занятии «Примерная рабочая программа по предмету: структура и содержание» тьюторы Присняк Елена Анатольевна, Букина Лариса Юрьевна, Заболотнева Светлана Владимировна познакомят слушателей, учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, с результатами анализа УМК на соответствие содержанию примерной рабочей программы и порекомендуют ресурсы, которые можно будет использовать при отсутствии элементов содержания в используемом учебнике.

Тьюторы Мельникова Ольга Геннадьевна, Аносова Юлия Александровна актуализируют для слушателей основные этапы урока деятельностной направленности. На практическом занятии «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету» на примере содержания одного урока (занятия) преподаватели покажут возможности формирования трех групп результатов, а также продемонстрируют содержание учебника и задания для каждого этапа урока (с учетом требований ФГОС к конструированию урока как системы учебных задач).

Проект практического занятия «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы», смоделированный тьюторами Кожевникова Ольгой Геннадьевной, Политаевой Людмилой Геннадьевной, Крыловой Ольгой Александровной, ориентирован на формирование у слушателей компетентности в разработке учебных заданий на развитие читательской грамотности учащихся основной школы. С тьюторами Букиной ларисой Юрьевной, Присняк Еленой Александровной, Карелиной Ольгой Владимировной слушатели освоят принципы проектирования учебного задания на краеведческом материале. Тьюторы Крылова Ольга Александровна и Заболотнева Светлана Владимировна организуют практическую работу со слушателями по разработке заданий для формирования картографических умений школьников. Для разработки учебных заданий по конкретной теме тьюторы будут ориентировать слушателей к использованию основных разделов примерной рабочей программы по предмету.

Группа тьюторов-преподавателей дисциплин естественнонаучного цикла под руководством Меделян Елены Викторовны в рамках содержания практического модуля программы разработали содержание и формат своих занятий. На экспертной сессии 4 февраля тьюторы, курирующие предметные дисциплины – биология, химия и география, представили результаты обсуждения программы в виде эскизов презентаций о тематических блоках. Зимина Галина Ивановна, учитель географии МБОУ СОШ №62 г. Владивостока, тьютор учителей географии края, представила алгоритм изучения особенностей программы по предмету с помощью конструктора программ и дидактических материалов по предмету, а также предложила для заполнения шаблона конструктора верифицированные электронные источники. Михаревич Евгения Александровна, учитель биологии МБОУ «СОШ им. А.А. Фадеева» с. Чугуевка Чугуевского МР, тьютор учителей биологии, познакомила коллег с этапами проектирования учебного занятия. Евгения Александровна привела в качестве примера тему из курса биологии (5 класс), сформулировала цель, планируемые результаты на основе рабочей программы и тематического планирования. Для освоения учебного материала, способов действий на занятии, а также оценки эффективности урока, необходимы учебные задания. Подходы к разработке учебных заданий представил Шабля Иван Николаевич, учитель химии МБОУ СОШ №14 Уссурийского ГО, тьютор учителей химии. Педагог представил для обсуждения план разработки учебных заданий для формирования образовательных результатов на основе примерной рабочей программы, УМК по предмету.

Самая многочисленная группа тьюторов, учителей начальных классов, неоднократно участвовавших в качестве практиков в программах повышения квалификации, реализованных ПК ИРО, совместно с руководителем программы Сеничевой Юлией Алексеевной разработала единую структуру и способ реализации практического содержания для всех практических занятий. Каждый из тьюторов по своей тематике отобрал наиболее оптимальное содержание, необходимое для достижения результатов программы повышения квалификации.

Назарова Наталья Олеговна представила свою концепцию занятия по теме «Примерная рабочая программа учителя начальных классов, расставив акценты на тех особенностях нормативно-правовых, структурных особенностях программы, которые нужно обязательно учитывать в презентации данной темы.

Юлия Геннадьевна Валекжанина в качестве дидактики решила использовать собственный видеоурок, для анализа которого на соответствие системно-деятельностному подходу предложила ряд критериев для обсуждения в чате. На основе видеофрагментов урока преподаватель планирует организовать обсуждение в чате и выполнение ряда практических действий.

Тьюторам Аксёновой Ларисе Юрьевне, Косар Наталье Викторовне, Нестеровой Наталье Валерьевне, Помазан Ирине Петровне, Ширшиной Елене Борисовне и Яскевич Елене Николаевне предстоит провести ряд практических занятий, связанных с развитием у слушателей компетентности отбирать, редактировать и разрабатывать учебные задания для решения учебной задачи урока. Коллеги продемонстрируют слушателям ресурс учебников для формирования личностных, меапредметных и предметных результатов, а также принципы конструирования «хороших учебных заданий». Елена Николаевна Яскевич предложила для наиболее эффективного проведения практических занятий и обсуждения в чате использовать различные интерактивные цифровые инструменты.

Руководитель группы тьюторов по самому большому количеству предметных областей («Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Иностранный язык», «Физическая культура», «»Основы безопасной жизнедеятельности») Родионова Татьяна Геннадьевна организовала взаимодействие преподавателей разных учебных дисциплин, организовав обсуждение принципов отбора содержания, построения практических занятий.
Активное участие в разработке занятий для учителей технологии, изобразительного искусства приняли Ларионова Татьяна Викторовна, Скородумова Наталья Николаевна, Белая Людмила Николаевна и для учителей иностранных языков – Крутько Юлия Борисовна и Фролова Ольга Александровна. Перед преподавателями по направлению «Технология» стояла сложная задача – дать представление о реализации новой концепции данной предметной области в условиях ФГОС в практической деятельности учителей технологии, находящихся в очень разных материально-технических, информационно-методических условиях реализации рабочей программы по предмету как компонента ООП.

В последний день проектировочной сессии тьюторы всех направлений презентовали содержание и формат своих занятий, была проведена совместная экспертиза качества разработанного контента.

Обучение завершилось торжественным вручением сертификатов всем члена Регионального методического актива, которые удостоверяют статус экспертов в области обновленных ФГОС всех участников прошедшего обучения.

Свежие новости