Обновление от 29.01.20: Добавлена ссылка на проект «Школьный коворкинг «Библиотека в школе – школа в библиотеке»
Школьные библиотеки станут креативными центрами развития школ, а школьные библиотекари – универсальными специалистами по обучению детей, педагогов и родителей пользоваться в образовательной деятельности всем разнообразием современных источников информации. Такие перемены заложены в концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Приморского края.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров», в Приморском крае принята Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Школьные библиотеки края объединятся в единую сеть и станут креативными центрами развития школ, ресурсом для повышения качества образовательных результатов. Такие перемены заложены в концепции развития школьных библиотек Приморского края.
Приморским краевым институтом развития образования ведется работа по созданию просветительской площадки, обладающей условиями для формирования профессиональных компетентностей сотрудников системы образования Приморского края, реализации инновационных педагогических практик, трансляции новаторского опыта. В рамках реализации Концепции в ПК ИРО реализована программа повышения квалификации «Содержание и организационно-методические аспекты деятельности школьной библиотеки в условиях перехода к информационно-библиотечному центру». В рамках курсов повышения квалификации перед слушателями выступил директор Научной библиотеки ДВФУ Соловьев Сергей Геннадьевич.
К работе по реализации краевой Концепции подключилась и проектная команда магистрантов ДВФУ под руководством к.и.н. доцента кафедры государственного и муниципального управления Школы экономики и менеджмента ДВФУ Коваленко С.В.
Работа авторского коллектива магистрантов Школы экономики и менеджмента ДВФУ в составе Литвинцевой Е. Д., Бадряновой И. Ю., Бордаковой А. А. выполнена в формате исследовательского проекта. С основными итогами проекта можно ознакомиться на сайте Приморского краевого института образования.
Самостоятельная практическая работа магистрантов включала:
- Опрос педагогов и школьников Приморского края. Данные анализа были учтены при разработке рекомендаций для школ Приморского края. Кроме того, подготовлена аналитическая записка для Правительства Приморского края (опубликована сайте ПК ИРО);
- Выступление на вебинаре для руководителей и библиотекарей школ в рамках программы повышения квалификации «Содержание и организационно-методические аспекты деятельности школьной библиотеки в условиях перехода к информационно-библиотечному центру» ПК ИРО;
- Расчет стоимости трансформации ШБ в ИБЦ для «средней» школы 650 обучающихся;
- Создан план по преобразованию школьной библиотеки в школьный информационный центр.
Необходимо отметить высокий уровень практической значимости. Школы Приморского края получили возможность использовать следующие продукты проекта:
- Рекомендации по эффективным способам модернизации традиционной школьной библиотеки в высокотехнологичный центр образовательной и досуговой деятельности всех участников образовательного процесса с учетом их потребностей;
- Предложения авторов очередности подключения школьной библиотеки к электронным образовательным ресурсам;
- Корректные должностные инструкции библиотекаря в условиях преобразования;
- Информацию об альтернативных методах финансирования модернизации ШБ (конкурсы и гранты).
Ознакомиться с материалами проекта можно на его странице:
Школьные библиотечные центры станут серьезным ресурсом по повышению качества образования в регионе.
Муниципалитеты начали активную работу по переводу школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. Школы Находкинского городского округа уже многое сделали для преобразования традиционных библиотек в современные библиотеки «нового типа». Их деятельность представлена на страничках школьных сайтов, где дается полезная информация для всех участников образовательных отношений.
После прохождения программы повышения квалификации в ПК ИРО «Содержание и организационно-методические аспекты деятельности школьной библиотеки в условиях перехода к информационно-библиотечному центру» страницы на школьных сайтах открыли некоторые ШБ Арсеньева (в 4 школе такая страничка уже работала), Артема, Дальнереченска и Ханкайского района. Теперь рекомендации специалиста и ссылки на нужные материалы в дистанционном режиме смогут получать и их читатели.
В будущем школьным библиотекам Приморья еще предстоит объединиться в единую сеть и обогащать своими ресурсами систему образования края, а пока наши библиотекари-слушатели программы, приступили к изучению методических материалов и опыта более продвинутых коллег из других регионов. Каждый прикинул, а какие первые шаги они могут сделать уже сейчас, чтобы их библиотека заработала по-новому. И их планы связаны с обеспечением доступа к электронным учебным и информационным ресурсам, в том числе, разработанным педагогами и детьми в их школе, современного оформления библиотечного пространства и его зонирования, организации индивидуального обучения, а также коллективной исследовательской и проектной работы школьников с использованием он-лайн сервисов.
В 7 школе «Эдельвейс» Находкинского городского округа целая команда единомышленников приступила к разработке проекта преобразования школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр. А это значит, что школа готова сформировать как физическое, так и виртуальное образовательное пространство, где каждый сможет использовать самые современные инструменты работы с информацией.
В 2021 году на базе Приморского краевого института развития образования пройдут многочисленные образовательные события для руководителей общеобразовательных организаций, сотрудников школьных библиотек и школьников.