В конце октября в ПК ИРО завершились две программы повышения квалификации «Особенности содержания и методики преподавания модуля «Краеведение» для учителей естественно-научных дисциплин и географии, одна состоялась в ПКИРО, вторая – на территории Хорольского района.
Программы реализовывались в соответствии с госзаданием ГАУ ДПО ПКИРО и приказом Министерства образования Приморского края от 04.06.2020 № 383-а «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные образовательные программы на 2020/2021 учебный год».
Программы включают два модуля, раскрывающие содержание и методику реализации краеведческой составляющей в образовательных программах.
В рамках программы курсов ПКИРО для слушателей был организован семинар на базе Приморского океанариума, в рамках которого учителя стали участниками лекционных и практических занятий специалистов океанариума по темам:
- «Озеленение лесопарковых зон в Приморском океанариуме», Безделев А.Б., к.б.н.;
- «Изучение планктона водоемов Приморского края», «Тип Иглокожие: общая характеристика, массовые виды прибрежной зоны», Глизнуца Л.А., к.б.н.;
- «Биологическое разнообразие Японского моря», Каменева Е.В., Перебейнос Д.П.;
- «Подтип Ракообразные: общая характеристика, массовые виды прибрежной зоны Японского моря», Солодовник Д.А.;
- «Биологическое разнообразие пресноводных водоемов Приморского края», Меделян Е.В.
Также слушатели познакомились с просветительскими программами и проектами ученых Приморского океанариума – Шевченко О.Г., к.б.н., Черных Т.В., к.п.н., с историей освоения территории региона на экскурсии «Сыны Отечества» Бульбах Т.А.; изучили природоохранные и экологические проблемы региона на экскурсии «Там, на неведомых дорожках», организованной экскурсоводами Гапека А.В., Бульбах Т.А., Каменевой Е.В.
На учебных занятиях в экспозициях океанариума слушатели курсов практиковались в выборе объектов исследовательских и проектных работ, определении их практической и социальной значимости, осваивали различные методики по изучению биологического и экосистемного разнообразия региона.
Участники курсов в рамках открытых занятий Владивостокского городского Дворца детского творчества (директор Бакало С.А.) познакомились с активными формами и методами внеурочной деятельности школьников по изучению природы и населения региона, с практическим опытом работы педагогов дополнительного образования отдела туризма и краеведения (рук. Никитченко Т.В.), посетили открытое занятие в Кванториуме Сердюк У.И.
Были организованы встречи и практические занятия по изучению биоразнообразия края с сотрудниками Национального парка «Земля леопарда»: Утицких А.С., начальник отдела экологического просвещения Ботанического сада-института ДВО РАН, Калинкиной В.А., к.б.н., Киршовой Н.В.
Слушатели курсов изучили методические рекомендации для реализации модуля «Краеведение», проанализировали новые данные по ООПТ Приморского края (авт. Берсенев Ю.И., к.г-м.н.), информацию по топонимике региона, познакомились с этапами развития науки в Приморском крае, с учебно-методическими пособиями «Первоцветы», «Птицы рядом с нами», «Наземные позвоночные животные» (авт. Белоусова Н.М., Иржевская М.Г.), «Экология. Региональный компонент», «Экологические исследования и проекты школьников на ООПТ Приморского края» (авт. Какорина Г.А., Меделян Е.В.), освоили методику определения моллюсков Японского моря на практическом занятии Кауфман И.Н.
В рамках горизонтального обучения познакомились с лучшими практиками педагогов по реализации краеведения: Федоренко Е.О., учитель географии МБОУ СОШ 5 Черниговского МР, Шенкевич Г.Б., учитель географии и химии МБОУ СОШ 14 г. Спасск, Ковальчук Г.В., учитель биологии МБОУ СОШ №18 с. Новоруссановка. Учителя Хорольского района – Шевченко Любовь Сергеевна, Савченко Людмила Ивановна, Ященко Лидия Владимировна, Такмакова Елена Юрьевна и другие педагоги высоко оценили практики своих коллег-педагогов.
Программы курсов завершились презентацией наработок и отчетов рабочих групп педагогов: дополненное содержание модуля «Краеведение» в рабочих программах по предмету на основе полученной информации и изученного педагогического опыта; перечень экскурсий краеведческого характера, примерные темы исследовательских и проектных работ для школьников.