Технология дифференцированного обучения в реальной практике

Сообщение
Автор
Наталья Ерзакович
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:55

#76 Сообщение Наталья Ерзакович » 21 апр 2010 20:56

Здравствуйте!
Построение дифференцированного обучения не возможно без индивидуальности ученика как личности. Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.
Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям.
В своих классах для организации дифференцированного обучения я использую групповую форму. Дети формируются в группы по степени, а так же на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов. Создаю атмосферу благоприятную для учащихся, чтобы ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и способностям. В этом случае ребёнок четко представляет и знает, что от него хотят и ждут. При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора учащихся в группы. Кроме всего прочего, при разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желания учащихся учиться на том или ином уровне. Для того чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности. Считаю, разделение учащихся по уровням лучше производить не сразу, а после наблюдений как минимум в течение года за их развитием, проявлений познавательных способностей и интересов.

Ирина Печникова
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:55

#77 Сообщение Ирина Печникова » 21 апр 2010 21:56

В своей работе использовала разноуровневые контрольные работы по математике. Давала четыре варианта работ и мои "слабые" ученики вполне справлялись с предложенными заданиями, а "сильные" не сидели без дела, как это бывает при решении обычной контрольной работы. На обычных уроках математики я так же предлагала детям задания на выбор, не разбивая их на группы, и каждый ребенок сам решал,какой уровень ему выбрать. В дальнейшем, выполняя такие задания, дети сами определились в группы. Но, не имея большого опыта в таком методе работы, я заметила, что иногда ребята выбирали для себя задания высокого уровня и не могли с ними справиться, а было и наоборот, когда ребенок занижал свои способности. Возникали у меня трудности и при оценивании ребят. Ведь как известно "подтянуть" слабого ученика до среднего уровня не так то просто, а,выполнив правильно работу низкого уровня, ученик заслуживает положительную отметку. И как же его постоянно оценивать? В итоге, прихожу к выводу, что прежде чем подходить к ребёнку индивидуально, нужно "изучить" его и сделать это еще в первом классе.

Диденко Ольга
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:57

Технология дифференцированного обучения в реальной практике

#78 Сообщение Диденко Ольга » 22 апр 2010 11:32

Уважаемая Наталья, я с вами согласна в том, что при переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора уч-ся в группы, что надо учитывать желания уч-ся, дать им шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности. Но не согласна с тем, что за развитием способностей и интересов уч-ся надо наблюдать в течение года и только потом делить их на группы. Познавательные способности и интересы у уч-ся время от времени меняются. Поэтому и группы создавать надо по мере выявления интересов и способностей и в течение года уч-ся переводить из одной группы в другую.

Наталья Ерзакович
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:55

#79 Сообщение Наталья Ерзакович » 23 апр 2010 21:30

Здравствуйте, уважаемые коллеги.У меня всегда возникала проблема:как организовать работу так, чтобы поддерживать интерес у всех детей? Только карточками с заданиями успехов не добиться - индивидуальные ("интересные") задания хотят получать все дети.
Всем детям я объявляю о разной сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение , которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить.Постоянно веду воспитательную работу, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Екатерина Казак
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 15 янв 2009 17:14

#80 Сообщение Екатерина Казак » 25 апр 2010 22:49

Уважаемые коллеги , давайте порассуждаем об отметке и ее роли в рамках технологии дифференцированного обучения. Какова ваша точка зрения на этот вопрос? Хочу согласиться с высказыванием Ольги Александровны по поводу деления на группы. Очень меткое замечание!!! :D :D :D

Диденко Ольга
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:57

Технология дифференцированного обучения в реальной практике

#81 Сообщение Диденко Ольга » 26 апр 2010 20:21

Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна и коллеги!
Для меня это всегда было и остаётся проблемой, какую отметку поставить, как оценить работу при дифференциации. Однозначного ответа у меня нет. javascript:emoticon(':roll:')

Диденко Ольга
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:57

Технология дифференцированного обучения в реальной практике

#82 Сообщение Диденко Ольга » 26 апр 2010 20:22

Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна и коллеги!
Для меня это всегда было и остаётся проблемой, какую отметку поставить, как оценить работу при дифференциации. Однозначного ответа у меня нет. javascript:emoticon(':roll:')

Ирина Печникова
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:55

#83 Сообщение Ирина Печникова » 28 апр 2010 19:49

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я уже писала, что у меня тоже возникают трудности, когда необходимо оценить работу ребёнка. Давайте рассмотрим следующий вариант.
При выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе определенный уровень. Первый соответствует обязательным программным требованиям; второй - среднему уровню сложности; задания третьего уровня предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету. Для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в там, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения, т.е имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более сложных задач. Если контрольная работа написана на "2", то учащийся обязан сделать работу над ошибками сам или с помощью учителя. Если ученик хочет исправить оценку "3" на "4" или "5", то ему необходимо сделать работу над ошибками (можно дома), а потом после уроков написать другой вариант.
Еще один вариант. Давать детям тестовые задания. Каждое задание должно иметь свою "цену", которая выражается в баллах. Перед выполнением задания объявить детям, за какое количество баллов будет "5", "4" и т.д. Естественно, что самыми "дорогими" будут сложные задания. Это будет вырабатывать у детей стремление выполнять более сложные задания.

Диденко Ольга
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:57

Технология дифференцированного обучения в реальной практике

#84 Сообщение Диденко Ольга » 28 апр 2010 21:52

Здравствуйте, Ирина!
То, что вы предлагаете, как второй вариант, мне понятен. В старших классах применяют такое оценивание при решении проверочных работ. А вот первый вариант, который вы предлагаете, мне не совсем понятен. Допустим, дети выполняют разноуровневые задания. Сильный ученик сделал свои задания на "3", а вот средний ученик свои задания выполнил на "4". Как это оценить? Что поставить в журнал?
А работа над ошибками - это другой вид работы.

Наталья Ерзакович
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:55

#85 Сообщение Наталья Ерзакович » 28 апр 2010 22:03

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я полностью согласна с высказываниями Ирины Печниковой.Если говорить об отметке и её роли , то в данный момент оценка ,на мой взгляд , отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает вашей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятёрки сами по себе, а пятёрки как средство стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство. убеждающее"слабого" ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий , заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Наталья Ерзакович
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 12 янв 2010 15:55

#86 Сообщение Наталья Ерзакович » 28 апр 2010 22:16

Здравствуйте, Ольга. Мне кажется , что положительная оценка должна выставляться за достижения определённого минимально достаточного уровня подготовки. Таким образом задаётся норма. Более высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответственно оценивается более высоким баллом. Поэтому при оценивании работ более высокого уровня, надо ввести ещё подпункты.

Екатерина Казак
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 15 янв 2009 17:14

#87 Сообщение Екатерина Казак » 29 апр 2010 20:48

Уважаемые коллеги! Я очень рада, что Вы так глубоко освоили применение технологии и нашли способы оценивания дифференцированных работ. Не могу не подчеркнуть, в словах Натальи очень глубокое понимание причин использования технологии. Я рада, что у вас сформировался именно такой взгляд на процедуру оценивания.

Елена Кадач
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13 янв 2010 15:58

#88 Сообщение Елена Кадач » 01 май 2010 13:06

Здравствуйте уважаемые коллеги! Поздравляю всех с майскими праздниками! :lol: Второй выпуск работаю по УМК " Начальная школа 21 века". Считаю, что авторы УМК помогают учителю учесть индивидуальный темп и успешность каждого ребенка. По основным предметам разработаны специальные коррекционно - развивающие тетради. Слабые дети восполняют свои пробелы, а сильным детям даю дополнительное задание.На протяжении всех лет обучения провожу педагогическую диагностику, которая разработана авторами данного УМК. Все результаты фиксирую в таблицу. Мне легко проследить продвижение каждого ученика. Класс на конкретные группы не делю, но часто использую групповую работу на уроках. Слабые дети в группе получают посильное задание и не чувствуют себя ущемленными. А вот по поводу оценивания тоже есть проблемы. Хочется узнать опыт коллег. :o :o

Екатерина Казак
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 15 янв 2009 17:14

#89 Сообщение Екатерина Казак » 11 май 2010 19:24

уважаемые коллеги! Напоминаю, наша беседа будет продолжаться до 15 мая. Жду Ваших работ и участия в диалоге!!!!!!! :D

Olga Lilova
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 12 янв 2010 16:06

#90 Сообщение Olga Lilova » 12 май 2010 00:41

Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна! Очень сожалею, что не побывала в вашей школе из-за погодных условий! Применение дифференцированного обучения, безусловно, важно в наших школах. В своей практике я стараюсь использовать эту технологию. Например, в конце 4 класса домашнее задание по математике - выбрать себе два номера для подготовки к контрольной работе (один - на решение примеров , один - на решение задачи) по своему уровню подготовки. Оценивание работ будет происходить по способностям учащихся. Хочется отметить, что все ученики выбрали себе задания соответственно своему уровню подготовленности и были отмечены соответствующими оценками. Подобные задания даю и на других уроках.
На данном этапе обучения дети могут себе осознанно выбрать задания разного уровня, так как в течение 4 лет обучения они учились выбирать себе задания по своим силам.

Ответить