Технология дифференцированного обучения в реальной практике

Сообщение
Автор
Екатерина Казак
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 15 янв 2009 17:14

#46 Сообщение Екатерина Казак » 02 апр 2009 18:33

Людмила Петровна! Вы пишите о дифференцированных домашних заданиях. Мне было бы очень интересно познакомиться с Вашими наработками. Поместите, пожалуйста, несколько примеров. :!: :?:

Флоря и Робенко
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 мар 2009 10:23

#47 Сообщение Флоря и Робенко » 02 апр 2009 19:11

Здравствуйте!
Мы считанм, что самой распрастранненой формой внутрикласной дифференсации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. Усложнение может происходить за счет привлечений пройденногог материала, когда ученикам необходимо установить связи между различными фрвагментами содержания.
Например, при проведении уроков - экскурсий на тему "Сезонные изменений в природе" 1 группа выполняет рисунки " Было - стало" , т.е. зарисовывает наблюдаемые изменения; 2 группа делает записи их изменений; 3 группа готовит доклады или мини - сочинения.
Это способствует разнообразным видам работы и доступность каждому ученику выполнить интересную работу.
:)

лылова людмила
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 30 мар 2009 16:11

#48 Сообщение лылова людмила » 02 апр 2009 22:11

Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна! Примеры дифференцированных домашних заданий.
Русская народная сказка "Два Мороза" (чтение, 2 класс): сильная группа - приготовить сценарий произведения; средняя группа - составить картинный план; слабая группа - подготовить выразительное чтение по ролям.
Л.Н.Толстой "Акула" (чтение, 3 класс): сильная группа - составить сложный план рассказа; средняя группа - составить простой план рассказа; слабая группа - к иллюстрации на с.153 учебника найти отрывок из текста и пересказать его.
"Государственный бюджет" (окружающий мир, 3 класс): сильная группа - придумай сказочную страну и составь для нее бюджет; средняя группа - представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов... что бы ты сказал человеку, который не хочет платить налоги; слабая группа - ответить на вопросы по содержанию текста, данного в учебнике.

Лукяненко Элеонора
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 мар 2009 14:29

#49 Сообщение Лукяненко Элеонора » 02 апр 2009 22:28

Осуществляя групповую дифференциацию, я стараюсь создать благоприятную атмосферу на уроке. Для того,чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко понимать, чего от него ждут. Вводя элементы дифференциации, я придерживаюсь в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы. Я подбираю такие разноуровневые задания, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда, прочно и более сознательно усваивал материал.

Лысенко Ольга
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 мар 2009 20:04

#50 Сообщение Лысенко Ольга » 02 апр 2009 22:30

К практике организации групповой дифференцированной работы отношусь положительно. В своей работе использую дифференциацию по обученности, которая предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях: после изучения темы и сдачи зачёта ученики делятся на две группы: усвоившие и неусвоившие материал.Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организую работу по отработке, коррекции изученного содержания. На сегодняшний день осталось изучить "Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка" (большое спасибо за него) и продолжить работу над групповой дифференцированной работой.

Лютова Любовь
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 28 мар 2009 13:46

#51 Сообщение Лютова Любовь » 02 апр 2009 23:11

Групповую форму дифференцированного обучения в своей практике применяю. На группы делю учащихся по способу обученности:первая группа с высокими показателями успеваемости, вторая группа - со средними показателями, третья группа - с низкими показателями. Группы в классе располагаются не по рядам, а по вариантам (3 варианта). больших усилий требуют школьники третьей группы, им приходится уделять больше внимания на уроке, т.к. они работают практически всегда под моим руководством. Осуществляя групповую дифференциацию я стараюсь создать атмосферу благоприятную для учеников, чтобы они учились согласно своим индивидуальным особенностям и возможностям. Так же использую дачу заданий по уровню сложности, для этого использую карточки различных цветов, а также задания, которые обозначаются различными цветами, ученики выбирают задания по уровню своего развития. Применяю в своей практике также задания по уровню творчества (выполнение заданий разными способами, нахождение более рационального способа решения.), по степени самостоятельности (все дети выполняют одинаковые задания, но сильные учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, о слабые под моим руководством). На уроках по развитию речи обычно использую дифференциацию по характеру помощи учащимся. все учащиеся выполняют работу самостоятельно, но учащиеся второй и третьей групп получают карточки- помощницы и карточки- вопросы, данный приём дифференциации позволяет всем ученикам класса справиться с написанием творческих работ.

Мустакимова Лариса
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 мар 2009 17:20

#52 Сообщение Мустакимова Лариса » 03 апр 2009 19:56

Здравствуйте!
Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитывая тип урока, его цель и содержание. На уроках закрепления и повторения дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления, т.к. имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Лариса Мустакимова.

Екатерина Казак
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 15 янв 2009 17:14

#53 Сообщение Екатерина Казак » 03 апр 2009 22:38

Уважаемые коллеги!!!! Еще раз напоминаю вам о необходимости выполнить контрольное задание!!! Жду писем!!!! :!: :!: :!:

лылова людмила
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 30 мар 2009 16:11

#54 Сообщение лылова людмила » 04 апр 2009 00:10

Что меня удерживает от постоянного использования технологии дифференцированного подхода? Ответ простой - не хватает времени на подготовку к уроку с использованием данной технологии: необходимо приготовить задания различного уровня сложности; должна быть тесная связь с психологом для проведения психологической диагностики особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия информации.
К внутриклассной дифференциации относится и дозированная помощь учителя ученикам. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, он должен обратиться к карточке-помощнице № 1, на которой приведены необходимые теоретические сведения. Если после изучения карточки № 1 затруднения остаются, ученик обращается к карточке № 2, на которой показан план выполнения задания. Если и после этого ученик продолжает затрудняться, то обращается к карточке № 3, на которой приведено выполнение аналогичного задания.
Поэтому проблемой реализации дифференциации в своей практике считаю увеличивающийся объем работы учителя, так как недостаточно методического обеспечения учебного процесса заданиями, рассчитанными на разные по обучаемости, интересам, типу восприятия, особенностям познавательных процессов группы учеников. Также проблемой в организации внутриклассной дифференциации является невозможность затронуть все этапы учебного процесса. Она не всегда возможна на этапе объяснения нового материала.

Наталья Перерва
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 апр 2009 00:16

#55 Сообщение Наталья Перерва » 05 апр 2009 07:50

Здравствуйте Екатерина Геннадьевна!
В связи с проблемами по использованию компьютора выхожу на форум с опозданием. Пришлось покорять интернет.
Основной задачей дифференцированнго обучения считаю - раскрытие индивидуальности каждого ученика.Выявлению и максимальному развитию его задатков и способностей. А так же учёт умственных способностей, психологических особенностей. В своей работе часто используюдифферинцированный подход, особенно при закреплении изученного материала. При такой форме работы осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах. Группы формирую по способу обученности, на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
Перерва .

Екатерина Геннадьевна, работу Дьяковой Людмилы Ивановны буду набирать по этому адресу, если вы не возражаете.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает в себя несколько этапов: определение критерия, на основе которого выделяются группы; проведение диагностики по выработанному критерию; распределение детей по группам; выбор способов дифференциации; разработка разноуровневых заданий; диагностический контроль за результатами учащихся. Личностно - ориентированный подход является главной идеей в программе гуманизации современного образования.
Спасибо за понимание.

Лукяненко Элеонора
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 мар 2009 14:29

#56 Сообщение Лукяненко Элеонора » 06 апр 2009 18:06

Дифференциация обучения предполагает максимальный учет индивидуальных особенностей учащихся. А для этого нужно умело проводить диагностику познавательных процессов, мотивационно-потребностной сферы каждого ребенка. Я в своей работе пользуюсь замечательными книгами. Хочу и вам порекомендовать их.
1.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы/ Серия «Справочники».- Ростов н/Д: «Феникс»,2003.-448с.
2.Тестирование детей / Автор-составитель В.Богомолов. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс».2003.-352с.

Наталья Перерва
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 апр 2009 00:16

#57 Сообщение Наталья Перерва » 06 апр 2009 20:34

Построение дифференцированного обучения не возможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям. Обучение, основанное на уровневой дифференциации не является целью, это средство развития личностных особеннгостей как индивидуальности. В дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно - ориентированного процесса обучения.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить тндивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса"единство требований ко всем учащихся без учёта особенностей их индивидуально - пмихологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов. Каждый ученик является носителем собственного уникального опыта. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающуу возможность проявить себя. И только тогда когда это возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.Принимая это во внимание, необходимо представлять, в чёмсостоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов Понимание этих вопросов позволяет выяснить как общие, так и индивидуальные тенденции формировая личности, нарастания возростных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся. Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. Для Организациидифференцированного обучения я в своих классах использую групповую форму.В группы детей формирц по способу обученности, а так же на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.Осуществляя групповую дифференциацию я руководствуюсь следующими требованиями, создаю атмосферу благоприятну для учащихся, для того чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и способностям, он должен чётко представлять себе, чего от него ждут.
С уважением Перерва, дьякова.

Наталья Перерва
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 апр 2009 00:16

#58 Сообщение Наталья Перерва » 07 апр 2009 18:50

Здравствуйте!
При формировании групп учитываю : первая группа формируется из учащихся с высоким уровнем и высокими показателям успеваемости, а также подключаю учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем познавательного интереса. Главным для этих ребят является организация обучения в соответствующем темпе, а также самостоятельность учеников. Для наиболее сильных разрабатываются индивидуальные задания.
Вторая группа комплектуется из учащихся со средними показателями по предмету. Учителю необходимо формировать произвольную внутреннюю мотивацию, стабилизацию школьных интересов, направленных на интеллектуальный труд.
Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными интересами, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Конечно наиболее больших усилий требует подготовка к работе с третьей группой. Работа с этой группой предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри группы.

Спасибо. Перерва, Дьякова.

Екатерина Казак
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 15 янв 2009 17:14

#59 Сообщение Екатерина Казак » 07 апр 2009 23:47

Наталья Владимировна и Людмила Ивановна! Это очень замечательно, что вы работаете коллективно! В ваших сообщениях видно серьезное понимание технологии. Спасибо . Жду ваших итоговых работ.

Наталья Перерва
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 апр 2009 00:16

#60 Сообщение Наталья Перерва » 08 апр 2009 20:55

Здравсвуйте!
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
• построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
• обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
• только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.
• в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Основные этапы :
Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
Проведение диагностики по выработанному критерию.
Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для создания групп учащихся.
Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами работы, в соответствии с которым может изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся — отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности. Однако, по мнению некоторых ученых не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. Здесь следует различать такие понятия, как «деятельность в коллективе» и «коллективная деятельность». Сам факт присутствия в коллективе, возможность неформального контроля и сопоставления, невольной ориентации на других создает известную психологическую атмосферу, в той или иной степени влияющую на членов коллектива. И все-таки «факт присутствия» еще не есть коллективная деятельность. С последним высказыванием можно согласиться, т.к действительно коллективная деятельность детей на первых стадиях носит формальный характер. Только по внешним признакам можно коллективную деятельность назвать таковой.
Групповая работа — это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.
Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, т. е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять. Правила вырабатываются совместно с учащимися. «Положение о групповой работе» утверждаются коллективно, а после утверждения этим правилам подчиняются все. Приведу примерное положение.
1. Групповая работа на уроке вводится в избежания бездумного списывания, которое приносит вред.
2. Каждый человек обладает индивидуальным типом мышления, соответственно у каждого лучше получаются различные этапы решения задачи, а также имеются разные подходы к решению.
3. Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
4. Каждый должен попробовать себя в роли Координатора, Скептика, Разработчика, Подателя идей.
5. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
6. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
7. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение — это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения.
Преимущества групповой работы:
• дает ученикам опыт разнообразного общения,
• создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.
• без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.
Извините за опоздание. Спасибо. Перерва. Дьякова.

Ответить