"Воспитывать или обучать?"

Сообщение
Автор
Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#46 Сообщение Лариса » 16 сен 2007 20:26

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сказать, что очень рада нашей новой встрече, значит не сказать ничего! Я счастлива вновь встретиться со всеми Вами на нашем педагогическом форуме.
Организация и проведение семинара на базовой площадке г. Артёма стал для меня не только испытанием на прочность всего, что есть: и знаний, и умений, и понимания содержания всей моей работы; но и стартом для новых размышлений. Наверное, так бывает у всех, когда собираются вместе совершенно разные люди, но! мыслящие люди, ищущие люди, неспокойные и неравнодушные. Спасибо Вам, что Вы такие!
Проблема, о которой мы говорили на семинаре была, на первый взгляд, банальна и, что там греха таить, многим непонятна. Но это – только на первый взгляд. Единомыслие, появившееся у участников к концу семинара, показало не только правильность выбранной тематики для работы, но и, что самое главное, актуальность поднятых проблем. И правда, что же первично – обучение или воспитание? Мне кажется, что для нас такой дилеммы больше не существует.
Существует целая куча новых вопросов, которые мне хочется (наверное уже по привычке удивительно плодотворного общения с Вами на семинаре) обсудить. Разговор пойдёт о качестве, о том качестве, которое дает школа. Что это? Дань новомодным веяниям, или на самом деле актуализация существующих проблем. И потом, как связать воедино ( а может «разрубить» на составляющие части?) проблему управления развитием воспитательного процесса и управление качеством образования?
Понимаю, что разговор это долгий и не простой, поэтому для начала предлагаю определиться с самим понятием «качество образования» и с теми проблемами, которые существуют в современном образовании. В разговоре с Вами буду использовать не только свои собственные «мысли вслух», но и «обзор мыслей» некоторых авторов и авторских коллективов, работающих над вопросом качества образования.
Итак, существующие проблемы в современном образовании (мои мысли вслух).
1. Устоявшийся менталитет современного педагога (а это люди, большинство которых воспитано на авторитарной педагогике) не позволяет осознать, что обучать надо только после того, как воспитал (и себя тоже). Рвёмся учить устному счёту и азбуке крохотного малыша, а ещё лучше английскому языку только что заговорившего кроху в угоду его «продвинутым» родителям, забыв перед этим прочесть ему «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
2. Не просто низкая, а порой совершенно отсутствующая мотивация абсолютно всех участников образовательного процесса на его качество: и учеников, и учителей, и родителей, и администрации ОУ. Как в магазине: хотим красиво и качественно, но по низкой цене, хорошо бы ещё распродажу устроить, при чём, больше одной в руки не давать!
3. Кричит «Караул, спасите!» психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Очередной парадокс нашей образовательной системы: говорим о психологическом комфорте ребёнка в школе, его социальной защищённости, а психологов и социальных педагогов… Простите, а чему тогда 5 лет учат студентов в пед. институтах, если не педагогике и психологии, да и институт классного руководства ещё никто не отменял, вот Вам и ресурсы! Используйте и управляйте их развитием.
4. Как-то не научили нас, педагогов, стратегическому мышлению, не можем мы увидеть целостного и системного подхода к воспитанию детей, не получается у нас взаимосвязи обучения с воспитанием и развитием, а следовательно, целостной личности.
5. Оцениваем качество образовательного процесса и эффективность воспитательного через проведение тестирования, как правило, однобокого и необъективного, а затем обсуждаем его результаты. Часто, погоня за так называемым качеством, превращается просто в показушность, обидно за нас.
6. Наша школа – сплошная сказка про Золушку. В главной роли – заместитель директора по воспитательной работе. Пойди-принеси-организуй-проведи-убери-обеспечь-отчитайся! Красота. А Золушка плачет, потому что не успела сделать всё по плану, потому что текучка, а она одна и отчетов куча. И меняются наши заместители директоров по ВР, как… В лучшем случае раз в год. Знаю школу, где за 1 месяц сменилось их 7 человек. Может есть смысл вспомнить об административной принадлежности ЗДВР и его равноправии с другими заместителями директора? А может пойти ещё дальше и систематизировать воспитательный процесс в школе, выбросив всё лишнее и мешающее? Может быть наше качество задыхается под кучей хлама ненужных вещей, а воспитательный процесс напоминает старый чемодан, который и нести тяжко и выбросить жалко?
Вот так и возникает извечное «Что делать?» Думаю, что дело, всё-таки, в отсутствии системы управления качеством единого образовательного процесса, включающего в себя и обучение, и воспитание, и развитие, и становление личности, и адаптации к чему-то там, недавно для нас открытого, но существующего давно.
Следующее, что я Вам предлагаю, это анализ понятия «качество образования» с использованием различных источников и авторов.
Анализ толкования термина «образование».
Термин «образование» чаще всего в словарях рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. И. Даль), создавать нечто новое, целое. Отсюда следует, что до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, обучением, воспитанием, оно имело более широкое звучание. Тем не менее, при всей многоликости и интерпретировании «образование» так или иначе имеет связь со становлением личности человека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, передачей культурных ценностей. По мере развития науки и практики понятие «образование» претерпевает изменения, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий (оптимизируется).
Анализ толкования термина «качество образования».
«Качество образования» также трактуется весьма разнообразно. Одни сводят качество образования к качеству обучения (% учащихся, закончивших отчетный период без троек, или на «4» и «5»), другие под качеством образования понимают качество обучения (в разной интерпретации) и всего воспитания. Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности, но никто точно не знает, как эту развитость измерить. Четвертые под качеством понимают количество выпускников, поступивших в вузы. Пятые под качеством образования понимают готовность выпускника к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжение образования, забота о своем здоровье. В принципе, неплохие параметры, вот только их можно будет определить только через несколько лет после окончания школы.
Единого мнения на трактовку данного термина, как видно, нет. Даже в Российской педагогической энциклопедии 1993 г. издания нет толкования понятия «качество образования».
В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (Полонский В. М., М., 1995. с.20) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники ОУ в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Можно сказать, что единого мнения на трактовку и понимание «качества образования» нет. Тем не менее, изучив всевозможную литературу, различные рекомендации в этой области, мнения авторских коллективов и отдельных ученых, наиболее понятным и приемлемым для использования, по моему мнению, можно считать следующую трактовку термина «качество образования»: «Под качеством образования на уровне ученика будем понимать показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного выпускника, т.е. уровень усвоения им содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения».
Итак, трактовку «качество образования» на уровне ученика можно считать понятной. Но как же это понятие сообразуется с понятием «качество воспитания» и вообще, есть ли у нас такое понятие? Как его измерить, как его определить, существуют ли какие-то критерии оценки «качества воспитания» и можно ли им управлять? Вопросы, вопросы, вопросы…
Вопросы к Вам, уважаемые коллеги, я знаю, что Вам не только есть что сказать, но и чем поделиться с нами на форуме. Приглашаю к разговору и жду Ваших вопросов.

С уважением. Ваша Л. В.

Юлия Викторовна
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 13 сен 2007 16:15

#47 Сообщение Юлия Викторовна » 20 сен 2007 10:58

Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступило 20 сентября - день начала форума (вернее, второй его части). В обсуждение поставленных вопросов можно включаться в течение двух дней - 20 сентября и 21 сентября. Итак, форум начинаем и надеемся на активное взаимодействие в виртуальном пространстве.

Ирина
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 май 2007 10:34

проблемы управления

#48 Сообщение Ирина » 20 сен 2007 11:57

Одна из основных функций управления аналитическая.Возникают проблеммы при осуществлении анализа классными руководителями основных школьльных внеклассных мероприятий. Классные стараютя не отмечать негатив. Какой положительный опыт по этой проблемме имеется ? Просим поделиться.

Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#49 Сообщение Лариса » 20 сен 2007 12:49

Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!
Мы включаемся в работу форума, ждём Ваших вопросов, реплик, "мыслей вслух" и т.д. и т.п. Готовы к общению круглосуточно! Главное, чтобы у Вас нашлись вопросы, а унас, соответственно, ответы. Артёмовская базовая площадка шлёт большой и тёплый привет всем участникам форума, и всем тем, кто случайно, а может быть, и неслучайно, забредёт на нашу страничку.
Ваши: Л. В., Елена и Анна.

Касьяненко Ольга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 20 сен 2007 19:38

приветствие

#50 Сообщение Касьяненко Ольга » 20 сен 2007 20:18

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Приятно общаться с Вами снова.
Приветствую Артем!
Лариса! Я полностью согласно свами. Можно работать по-разному, используя разные системы, приемы. Выделять для себя приоритеты и т.д. и т.п. А самым важным остается одно: р е з у л ь т а т, а положительный результат покажет, что работы выполнена качественно..
С моей точки зрения, в школе можно создавать ситуации, при решении которых определяется уровень воспитанности и учеников и педагогов и родителей. Не спорю, что такие ситуации могут создаваться и в процессе деятельности самой школы, но искусственно созданная ситуация предназначена для получения конкретных результатов, требующих анализа, корректировки.
На собственном опыте убедилась, что тестирование практически мало что определяет. Знаете, что по-моему мнению, важно при проведении тестирования? Не факт выполнения задания, а тот путь, который использует ребенок, чтобы достичь (или найти) првильный результат. Например, сразу отбрасывает явно неправильный результат. Например: невозможно деление на 0.
В этом году в расписание занятий мы включили проведение классных часов. Знаю, что это спорный вариант организации работы классного воспитателя. Но такой прием может позволить некоторым классным руководителям и учителям создать систему работы с детьми. Например: каждая встреча с детьми начинается с отчета всех ответственных за работу за неделю.Причем понятие недели в данном случае определяется днем проведения классного часа. Это может быть со среды до среды. И тогда вся работа дежурной группы ограничена именно этими рамками. Причем, принимает отчет звеньевой следующейц дежурной группы. Создается возможность анализа деятельности ребят, в которой принимают участие сами ребята. Не спорю. Это получается не всегда. Но это уже система, когда ебята не стесняются высказываться. Время выступления как правило ограничивается установленными песочными часами. Это тоже метод воспитания.
Извините, если сумбурно. Спасибо. Ольга Леонардовна. Большой Камень.

Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#51 Сообщение Лариса » 20 сен 2007 21:52

Ирина, анализировать всегда непросто. Объективность анализа - вот успех нашей работы, если не будем искренни хотя бы с самими собой, то зачем затевать вообще что-то, тем более разговор о качестве. Не понимаю классных руководителей (да и вообще никого другого), которые сознательно умалчивают какие-то негативные моменты. Конечно, никому не нравиться говорить, что он что-то сделал не то и не так. Тогда у меня возникает вопрос: "А зачем Вы, господа хорошие, работаетье в школе? Чему в таком случае Вы учите Ваших детей, тех, которых вы воспитываете? Ведь Вы в ответе за тех, кого приручили!!! (А. Сент-Экзюпери) Так не восклицайте потом" И кто тебя врать научил!?" Но, чтобы немного сгладить некоторую остроту своих мыслей, хочу сказать: "Уважаемые коллеги! Не ошибается тот, кто ничего не делает. И если у Вас что-то не получается, то это не повод расстраиваться, упрекать себя в непрофессионализме и пытаться искусственно приукрасить свою работу якобы полученными положительными результатами (и в конечном итоге привыкнуть выдавать желаемое за действительное). У Вас есть хороший повод "вытащить" наружу проблему, и не просто её проанализировать, а осознать её, вскрыть так называемый "нарыв" и начать лечение. Хотя, конечно, лучше предупредить, чем потом лечить.
Ну а если говорить откровенно, то неискренность классных руководителей в оценке результативности своей работы лежит в сфере административной компетентности. Вспомним, как часто слышим от руководителей: "Вы зачем это написали? Вы что, хотите чтобы это читали все, в том числе - проверяющие? У нас в принципе такое невозможно, запомните - у нас всё хорошо!" Вот и получаем это "хорошо" в кавычках. А страдают дети... Что ещё сказать? Много можно говорить на эту тему. Просто дам совет: начните с себя. Попробуйте объективно дать оценку результатам своей работы и при этом не уничижайте ни себя, ни своих заслуг, ни коллег, ни результатов. Не бойтесь признаться, что сделали что-то не совсем так, что вышло у Вас не совсем то, что планировали и дети совсем не хотят создавать так нам необходимое самоуправление. Скажите об этом вслух, а потом попробуйте понять, в чё же причина всего этого? Может совершенно не в Вас и не в Вашем непрофессионализме. Может собака зарыта где-то в другом месте? И анализируйте по схеме:
- что планировали сделать;
- что получилось;
- почему ?
- что не получилось;
- почему?
-что нужно сделать для того, что бы это получилось;
- перспективы на будущее с учётом + и -.
И удачи Вам! Более подробно - при встрече на базовой площадке г. Артёма (по доп. заявкам).
P.S. Возвращаемся вновь к вопросам управления, т.е. к тому, с чего начали.

Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#52 Сообщение Лариса » 20 сен 2007 22:17

Добрый вечер, Ольга Леонардовна!
Рада вновь общению с Вами. Я думаю, что у нас у всех сейчас немного сумбурно. Это от волнения и понимания значимости того, что сейчас происходит.
Система в работе - да, это именно то, что принесёт успех. И не важно, с чего Вы начали, с проведения классных часов, или с написания программы развития школы. Главное здесь - конечный результат. И Вы его получите, может не сразу, может, идя "через тернии к звёздам", но это будет Ваш путь, это будут Ваши звёзды. Кто знает, может быть это начало создания новой школы, нового пути в педагогике. Представляете, через много лет, говоря о созданной в Вашей школе системе Вы скажете: "А начиналось всё совершенно банально - с обычных классных часов". И вспомните наш первый опыт участия в интернет-семинаре. Будет здорово!
Ну а в качестве дополнения и ответа могу поделиться такими соображениями:
- дайте свободу выбора классным руководителям в форме проведения классных часов, в их названии и месте проведения. Я часто рекомендую классным руководителям проводить не классные часы (немного избито и казённо, да и неинтересно, ну что может быть интересного на классном часе?), а часы общения, мальчишники, девчоночьи посиделки и т. д.
- можно провести и встречи "на Эльбе", т. е. на берегу реки, в кино или кафе, а может быть дома у кого-то из ребят или классного руководителя?
В общем, всё завитсит от Ваших желаний сделать работу классного руководителя менее казённой и более интересной, а отсюда - и более результативной, т.е. качественной.
Успеха Вам и Вашеё школе, Вашим ребятам. Если смогу чем-то ещё помочь- спрашивайте.
Ваша Л. В.

Ирина
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 май 2007 10:34

#53 Сообщение Ирина » 21 сен 2007 09:17

Доброе утро Лариса! и все участники форума. Хочется поговорить ещё о методах и способах стимулирования классных руководителей. Президентское стимулирование это хорошо, но многие классные понимают её как простое повышение, хотя я считаю , что это доплата выплачивается за качественную работу классных. Но администратор не имеет права осуществлять эту дифференциацию. Получается опять уравниловка. Как вы к этому относитесь?. Все не могут работать одинаково. Кто- то работает хорошо, кто-то очень хорошо, но есть те , кто на "троечку".

Аватара пользователя
Людмила Путинцева
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 14 май 2007 15:52

#54 Сообщение Людмила Путинцева » 21 сен 2007 10:21

Добрый день всем!
Ольга Леонардовна, а что значит положительный результат воспитания? Спасибо.

Ирина, да вы правы на президентское вознаграждение за кл.руководство мы покушаться не можем. Но ведь у вас наверняка должны быть экономические рычаги, которыми можно регулировать доплату по результатам деятельности классного руководителя.
Только вот что считать положительным результатом?

Ирина
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 май 2007 10:34

#55 Сообщение Ирина » 21 сен 2007 10:52

Здравствуйте Людмила Валерьевна! Экономические рычаги, которыми может управлять директор - это 20 % ставки за классное руководство, которое при моей памяти 15 лет руководящего стажа не снималось ни разу. Плюс поощренияпо итгам года или по итогам выполненной работы( грамота, отгул,очень - очень редко премия, так как надтарифный фонд очень мал).

Ирина
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 май 2007 10:34

#56 Сообщение Ирина » 21 сен 2007 10:58

А вот насчет положительного результата.... Чаще это выполнение кл. руководителем своих должностных обязанностей и выполнения плана внеклассных мероприятий по классу и школе и в посденюю очередь уровень воспитанности учеников класса. Опять же как его отслеживать, по моему мнению понятие очень "тонкое" и динамично во времени и пространстве. Хотелось бы услышать мнение коллег и Ольги Леонардовны в ЧАСТНОСТИ.

Аватара пользователя
Людмила Путинцева
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 14 май 2007 15:52

#57 Сообщение Людмила Путинцева » 21 сен 2007 13:07

Ирина, значит рычаг всетаки есть, только им мало кто ползуется, но, насколько мне известно, опыт вариативных доплат за классное руководство на уровне школы есть, в том числе среди слушателей наших курсов.

Вопрос в другом, что и как измерять в работе классного руководителя?
Что оценивают или ценят!!! родители в работе школы, именно школы в целом, ведь родители часто не разделяют обучение и воспитание. Просто за что то ценят школу.

Ирина
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 май 2007 10:34

#58 Сообщение Ирина » 21 сен 2007 14:18

В селе , когда нет права выбора другой школы родители чаще ценят не школу в общем , а конкретного учителя, который "удовлетворяет " их по многим параметрам. То есть лицо школы делают её учителя. И высшая похвала и награда учителю когда родители приводят учеников к учителю , который учил их. И убедительно просят , чтобы именно этот учитель взял их ребенка. Самое главное , что эти родители были очень разными и по степени обученности и по степени воспитанности. Что это ? Привычка или доверие.

Аватара пользователя
Людмила Путинцева
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 14 май 2007 15:52

#59 Сообщение Людмила Путинцева » 21 сен 2007 15:36

[quote="Ирина"] который "удовлетворяет " их по многим параметрам.

Так все таки, что это за параметры? Красивая фигура? Модная одежда? .....или что то другое?

Касьяненко Ольга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 20 сен 2007 19:38

#60 Сообщение Касьяненко Ольга » 21 сен 2007 16:08

Здравствуйте всем!
С моей точки зрения положительный результат воспитания, это когда ребята в школе не стесняются и не боятся общаться с учителем, директором, завучем. Задают им вопросы, обмениваются информацией и не говорят "А что мне за это будет". Это тогда, когда учитель не просит показать анкеты, заполненные ребятами, чтобы выяснить по подчерку, кто это писал. Это, когда выходит школьная радиогазета, работает школьный сайт, и при всем многообразии прихъодящей информации, преобладает благодарность школе не только за полученные знания, но и за то, что в школе царит отмосфера доверия, доброжелательности, наряду с требовательностью.
Это в идеале, Но я рада, когда это происходит. Значит при всей спрности того, что мы обсуждаем, результат можно измерить, и этот измеритель "отношения".

В прошлом году, я попросила учителей 4 классов оценить качество своей работы. Попросила их заполнить анализ работы каждого учителя персонально, выделяя параметры обученности детей по разным разделам программы. Например: безударные гласные, правописание окончаний прилагательных, состав предложения, знание таблицы умножения, и т.д. Учитель должен был практичски поставить оценку собственной деятельности, указав, что дети усвоили материал в полном объеме, либо частично. Учителя были предупреждены, что в пятом классе, они вместе с учителями-предметниками, после проведения повторения подведут результаты объективности оцценивания. Знаете каков результат? В четвертом классе было оставлено на повторный год обучения двое детей. Учителя вынуждены были признать свою недоработку. А мне было уждасно обимдно, что, как выясняется, нужно было плотнее контролировать доплнительную работу с детьми, и организацию индивидуального подхода к обучению. Вот так. Я поставила себе это в вину.

Я считаю, что много зависит от преемствености: детский сад - начальная школа - основная школа - средняя школа. Ведь передаем же мы медицинские документы из детского сада в школу и оцениваем физическое состояние ребенка. Почему этого не делается и с точки зрения зрелости маленького человечка. Ведь есть обязательные моменты, которые ребенок уже должен был получить, прежде чем поступить в школу. Есть параметры воспитательного воздействия,которые обязательно должны быть сформированы в начальной школе. Это должно быть в программе работы с детьми. Например: что такое хоршо и что такое плохо, ребенок должен усвоить в полном объеме уже в 3-летнес возрасте. (Вспомним слова Макаренко. Его ответ на вопрос родителя. Когда он должен начинать воспитывать своего ребенка. Вы опоздали, ровно на столько, сколько лет вашему ребенку.) Вот почему в старших классах нашецй школы ведется курс (работает учитель обществознания Белова Е.Г.) "Этика и психология семейной жизни". Молодых родителей нужно этому тоже учить.

Я полностью соглана с вами, что необходимо подстраивать проведение классного часа под интересы детей, в первую очередь. И опытные учителя - классные руководители так и делают. Их редко можно увидеть на классном часе в школе. В городе есть куда повести ребят, с кем встретиться. За подсказку форм спасибо, Я скопировала вашу информацию, покажу учителям.

Я полностью согласно с Вашим мнением по поводу заместителя директора по воспитательной работе. Необходимо, чтобы все заместители работли вместе. Но последнее время я только и защищаю своего заместителя. Общешкольный план работы составлять вовсе не обязательно. Только успевай исполнять приказы, присылаемые из ОНО. краевого управления. Министерства. Выход: использовать резерв наличия педагогов-организаторов, которые займутся работой с детьми при существующем самоуправлении в школе. А дальше - развитие инициативы детей и классных руководимтелей, организая работы в параллели, когда учителя группируются для работы по 3 - 4 человека. Хорошо получается в большинстве случаев.

Спасибо.

Ответить