Возвращение выпускного сочинения

Вопросы не вошедшие в другие разделы, а также вопросы родителей и школьников
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Inna Ageeva
Сотрудник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 28 фев 2006 13:57
Контактная информация:

Возвращение выпускного сочинения

#1 Сообщение Inna Ageeva » 18 июл 2015 11:41

Уважаемые коллеги, родители, выпускники!
Приглашаем Вас к обсуждению вопросов:
  • * Каким, по-вашему, должно быть итоговое выпускное сочинение в 11 классе?
    * Плюсы и минусы предложенного сочинения, апробированного в 2014-2015 гг.?
    * Предложите свои формулировки тем, нацеленные на социально значимые проблемы общества (например, война и мир, личность и общество, истинный и ложный героизм)
    * Какой, по-вашему, должна быть работа по подготовке учащихся к написанию итогового сочинения?
    * Какова роль самооценки, прогностической и рефлексивной, в процессе подготовки итогового сочинения?
    * Какие задания, приёмы, технологии наиболее эффективны при подготовке к написанию итогового сочинения, с вашей точки зрения?
Здесь Вы можете делиться опытом, задавать вопросы экспертам предметной комиссии.
Надеемся на плодотворное сотрудничество на Виртуальном интернет педсовете 2015.
Преподаватель кафедры ОИСиТ ПК ИРО.

Petrova Anna
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 июл 2015 14:03

Re: Возвращение выпускного сочинения

#2 Сообщение Petrova Anna » 18 авг 2015 20:46

Ни для кого не секрет: разговоры о том, что сочинение в школу надо вернуть, возникали в учительской среде с самого момента его отмены. У этой формы экзамена есть целый ряд несомненных достоинств перед предложенной ныне системой тестов – они широко известны:сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Кроме того, та форма литературно-критической работы, которая присутствовала в школе раньше, предполагала ещё знание выпускником основных понятий теории литературы и умение анализировать художественный текст. Между тем, и это тоже ни для кого не секрет, школьники очень мало пишут и практически не говорят. Тестовые формы заданий, активно внедряемые в школьные программы в последние годы, выработали у старшеклассников серьёзный страх перед текстами объёмом более трёхсот слов, не говоря уже об устном изложении своих мыслей.
То есть, по логике, начинать реформировать нынешнюю, совсем неидеальную школьную программу, надо бы не с изменения форм итоговой аттестации, а с увеличения количества уроков развития речи в средних классах. Хочется надеяться, что именно это и будет со временем сделано.
Подготовка к написанию сочинения - важный этап работы учителя литературы. Чтобы мотивировать учащихся к проявлению самостоятельности, к творческому подходу к выполняемой работе, лично я использую разные методы. Об одном из них и хочу вкратце рассказать. Оговорюсь сразу, не я являюсь автором идеи, она была позаимствована мной из журнала "Литература в школе". Суть такова: поскольку современное поколение практически "живет" в социальных сетях, я предлагала своим ученикам создавать странички "ВК" для героев тех или иных литературных произведений. Например, учащийся выбирает Коробочку из "Мертвых душ" Гоголя. Он загружает на страничку все данные о Коробочке, указывает, кто у нее состоит в друзьях, находит цитаты в тексте, которые ее характеризуют. То есть все строится на анализе текста произведения, но в интересной для учеников форме. По опыту могу сказать, что работы такого характера вызывают у подростков большой энтузиазм, они находят оригинальные остроумные формы донесения информации. Как будто соревнуются друг с другом в находчивости, и в то же время работа превращается в совместный проект, потому что герои произведений так или иначе контактируют друг с другом. Эта работа позволяет не только погрузить учащихся в текст произведения, но и весьма эффективно сказывается потом при написании ими сочинений. Могу сказать, что сочинения, написанные после выполнения указанной творческой работы, получаются более яркими и интересными. Но самое главное - эти сочинения всегда превосходят другие по количеству точных, к месту приведенных цитат.
Последний раз редактировалось Petrova Anna 18 авг 2015 21:52, всего редактировалось 1 раз.

Татьяна Барбашева
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 13 авг 2015 21:46

Re: Возвращение выпускного сочинения

#3 Сообщение Татьяна Барбашева » 18 авг 2015 21:18

Сочинение вернули – ура, сказали преподаватели, но тяжко застонали ученики… Тем не менее результаты были неплохие. А для того, чтобы они были еще лучше надо увеличить количество часов русского языка или литературы, ведь именно на этих уроках идет подготовка к написанию сочинения. Чтобы подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Кроме этого выпускник должен быть знаком с критериями оценивая итогового сочинения и инструкцией для обучающихся заблаговременно.
Особенность подготовки учащихся к написанию итогового сочинения -
применение информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы и русского языка и при подготовке домашних заданий

Аватара пользователя
Inna Ageeva
Сотрудник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 28 фев 2006 13:57
Контактная информация:

Re: Возвращение выпускного сочинения

#4 Сообщение Inna Ageeva » 18 авг 2015 23:58

Уважаемые коллеги, спасибо за вашу активность. Может нам вместе составить Памятку для написания выпускного сочинения? Если в этом есть смысл, я подготовлю гугл-документ, в который Вы внесёте всё необходимое по пунктам:1, 2, 3 ...
Преподаватель кафедры ОИСиТ ПК ИРО.

natalit.natalya
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 авг 2014 10:07

Re: Возвращение выпускного сочинения

#5 Сообщение natalit.natalya » 19 авг 2015 16:08

На мой взгляд, итоговое сочинение должно демонстрировать общий уровень развития выпускника: его умение сравнивать, сопоставлять,высказывать собственное мнение и делать выводы. Причем сочинение должно быть уникальным творением, а не заученной шпаргалкой. В связи с этим ошибочно воспринимать итоговое сочинение как экзамен по литературе. Чтобы сочинения действительно были достойными, нужно менять подходы к преподаванию литературы.Кроме этого, нужно учитывать и разный уровень подготовки учащихся.

Viktoria Platunova
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 авг 2015 16:14

Re: Возвращение выпускного сочинения

#6 Сообщение Viktoria Platunova » 19 авг 2015 19:18

Согласна с высказываниями коллег. Итоговое сочинение (как метапредметный результат обучения) не что иное, как форма приобщения современных нечитающих детей к художественной литературе, классической и современной. Выпускное сочинение - это оценка читательской компетенции школьника.Прежде всего, это показатель ценностных отношений учащихся и к себе как к читателю, и к другим участникам диалога, полилога, и к самому процессу чтения (читать - не читать, писать - не писать). Это показатель способности выпускника не только работать с различной информацией (текстом, контекстом, подтекстом, интертекстом), но и создавать свой собственный, оригинальный текст (о чём написали все участники обсуждения).
Выпускное сочинение в идеале - это коллективный труд в течение всего обучения и учителей начальных классов, и предметников, и библиотекарей, и родителей, и, конечно, самого ученика. И надо полагать, что возвращение сочинения является очень важным и прогрессивным шагом, который поставил проблему развития чтения на уровень целевых федеральных задач.

Козинец Ирина
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 авг 2015 16:57

Re: Возвращение выпускного сочинения

#7 Сообщение Козинец Ирина » 20 авг 2015 17:11

Полностью согласна с мнением коллег. Думаю, что к итоговому сочинению нужно готовить учащихся с начальной школы, а в средней школе увеличить количество часов, отведенных на развитие речи. Также согласна с тем доводом, что итоговое сочинение лучше проводить в конце 10 класса.

Аватара пользователя
Didi
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 янв 2016 20:34
Контактная информация:

Re: Возвращение выпускного сочинения

#8 Сообщение Didi » 16 янв 2016 19:46

Козинец Ирина писал(а):Полностью согласна с мнением коллег. Думаю, что к итоговому сочинению нужно готовить учащихся с начальной школы, а в средней школе увеличить количество часов, отведенных на развитие речи. Также согласна с тем доводом, что итоговое сочинение лучше проводить в конце 10 класса.
Полностью согласна! А то заканчивают школу, а двух слов связать не могут!

Ответить